Смелая идея создания судна, использующего экранный эффект поверхности, была реализована советским инженером, автором проектов судов на подводных крыльях Р. Е. Алексеевым в 60-х годах прошлого века.
Экранный эффект предполагает увеличение силы подъёма крыла на малой высоте от поверхности. Это может быть как водная гладь, так и суша. Суда на воздушной подушке или экранопланы имеют меньшую длину крыльев по сравнению с обычными самолётами. Известен целый спектр преимуществ данных судов в сравнении с самолётами:
- Большая скорость полёта и грузоподъёмность.
- Меньший расход топлива.
- Экраноплан сложно найти как радару, так и ракете.
Экранопланы и их история развития в 20-м веке
На момент создания первых образцов предполагалось использование их несомненных преимуществ в различных областях жизнедеятельности человека: от перевозки грузов и пассажиров до применения в военных целях. Проходившие испытания образцы хорошо зарекомендовали себя на лётно-испытательной базе в Каспийске.
Известно, что военное ведомство в лице министра обороны СССР Д. Ф. Устинова предполагало использование экранопланов для быстрой доставки десантных групп. Этим требованиям отвечали суда марки «Орлёнок». Другая модель экраноплана «Лунь» могла быть оснащениа ракетами для поражения надводных целей противника.
Претворение в жизнь этих задач было прервано уходом из жизни Д. Ф. Устинова. 1984 год стал последним годом разработки и постройки этих судов в нашей стране.
Возрождение интереса к экранопланам в наши дни
Уже во времена демократической России проектом экранопланов заинтересовались американцы. Получив разрешение на масштабную фотосъёмку от представителей Министерства обороны и СКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева, они провели детальную фотосъёмку объекта (экраноплан «Орлёнок»). Совсем небольшое вознаграждение – 200000 долларов положило начало проектированию судов подобного вида американцами.
Так можно констатировать факт интереса к экранопланам и экранолётам в различных странах и их армиях в наше время. Речь может идти не только об Соединённых Штатах, но к этой группе стран можно отнести Китай и Южную Корею.
За время, прошедшее после их создания и глядя на возможные перспективы развития этого рода летательных аппаратов можно предположить их использование в таких сферах нашей жизни, как:
- Доставка грузов в труднодоступные районы страны. Это могут быть северные районы, где рано заканчивается период навигации. Экраноплану нет необходимости использовать водную поверхность. Для его полёта вполне подойдёт замёрзшее русло реки, моря или озера.
- Большое преимущество имеют данные модели при проведении спасательных операций на море. Помощь, которую они могут предоставить достигнет адресата быстро и будет предоставлена в полном объёме. Этому способствует возможность проведения посадки на воду и наличие на борту спасательного оборудования и спасательных средств на воде.
- Высокая безопасность полётов судов, использующих экранный эффект. Посадка на воду может произойти в любое время. Для её проведения не потребуются дополнительные манипуляции.
- Экономичность применения, обусловленная полётами без применения взлетно-посадочных полос. Аппарат может взлетать и садиться с любой ровной поверхности.
Как любое изобретение, аппарат имеет кроме всех несомненных достоинств и некоторые существенные недостатки. К их числу можно отнести:
- сложность управления и необходимость создания дополнительных баз обучения пилотов;
- большое количество помех, создаваемых птицами из-за малой высоты полётов;
- сложность проведения трудных маневров, обусловленная небольшим размахом крыльев.
Возможно существование и других проблем данного вида машин, но преимущества их использования остаются гораздо более вескими.
Каково возможное будущее судов с экранным эффектом
Перспективы дальнейшего развития данного направления технической мысли вполне оптимистичны. Особенно если учесть интерес, проявляемый к их использованию в военных целях сразу несколькими странами.
Внушает тревогу лишь тот факт, что в нашей стране процесс развития и применения экранопланов и экранолётов продвигается очень медленными темпами. Особенно плохо обстоит дело с постройкой судов больших размеров и грузоподъёмности.
Сейчас строятся небольшие суда, типа «Иволга». Проходят испытания нового экраноплана «Стерх-10». Он был разработан для Минпромторга ООО ЭО «Орион». Этот перспективный вид судна ждёт использование в пограничных войсках. Некоторые источники сообщают о возможной замене устаревших самолётов АН-28 и АН-24 на «Стерх».
Президент Республики Саха высказался за использование новых машин в районах Якутии как перспективного вида транспорта. Возможно, это направление использования «Стерха» получит должное развитие.
Технические возможности «Стерха» позволяют перевозить до 20 пассажиров. Полёт может проходить на высоте не более 6 метров, однако, наиболее выгодным можно назвать режим с использованием максимального экранного эффекта, который может проводиться на высоте до 1,5 метра.
Следует отметить заявление главного конструктора, разработавшего экраноплан «Лунь» В.Н.Кирилловых о возможном возрождении производства судов с применением экранного эффекта. Сохранившаяся в Нижнем Новгороде база проектирования и производства таких моделей позволяет приступить к их разработке и постройке. Основная проблема на данный момент состоит в получении госзаказа на разработку или разрешения на экспорт готовой техники.
Гениальные разработки наших соотечественников
Хотелось бы надеяться, что гениальные разработки наших соотечественников не станут достоянием, перешедшим в копилку иностранных государств. Если Россия начнёт разработку этого направления и постройку новых судов, может быть, ещё есть шанс не оказаться последними и в этом направлении прогресса.