Ежедневное управление любимой моделью с одной стороны приятно дополнено перечнем прав, к слову, весьма ограниченным, а с другой — обязанностями. Перечень обязанностей представлен объемным списком и небрежное отношение к перечню грозит автолюбителю перейти в статус субъекта административного правонарушения с негативными последствиями, включая финансовые – штрафы. Поэтому если автолюбитель решил управлять транспортным средством любой категории или обучить вождению знакомого, то по закону (глава 12 КоАП РФ) он переходит в статус водителя. При этом совершенно не важно: есть у водителя право на управление ТС определенной категории или право на управление отсутствует.
Транспортное средство (ТС) – это автомототранспорт с рабочим объемом от 50 м3 и максимальной конструктивной скоростью от 50 км/час. Для автолюбителя будет полезно знать, что автомобиль может быть с прицепом, а самоходные дорожно-строительные машины, трактора, троллейбусы, трамваи, другие машины тоже подлежат государственной регистрации. Для того, чтобы управлять всем перечисленным автопарком, необходимо иметь право и соблюдать ПДД. При этом к гражданину, который находится в автомобиле с включенным двигателем, на одном из сидений или возле железного друга, сотрудник милиции тоже может предъявить требования. Однако в данном случае требования ограничены, так как статус водителя отсутствует и достаточно предъявить гражданский паспорт.
Обязанности водителя
Так как автомобиль признан средством повышенной опасности, то обязанностей у водителя намного больше прав. К ним относится наличие перечня документов, которые водитель обязан предъявлять для проверки:
- правоустанавливающий документ на имущество, который подтверждает права пользования, владения, распоряжения;
- водительское удостоверение, которое подтверждает право на управление ТС определенной категории, включая временное разрешение;
- талон ТО (документ о прохождении технического осмотра ТС);
- регистрационные документы, включая прицеп;
- страховой полис.
При перевозке тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов необходимо соблюдать соответствующие категории груза правила и подтверждать право перевозки предусмотренными законом документами. Документы на груз, лицензионная карточка или путевой лист обязательны в установленных законом случаях. Страхование гражданской ответственности является обязательным для владельца ТС.
Исправное техническое состояние авто – это обязанность водителя, поэтому перед выездом обязательно проверить железного друга на предмет неисправностей. Часть из них могут стать причиной запрета на перемещение автотранспорта: неисправность рулевого управления, тормозной системы, негорящие или отсутствующие задние габариты и фары (при недостаточной видимости или темном времени суток), недействующие стеклоочистители (во время снегопада, дождя). Даже если такая неисправность возникла в пути, то в обязанность водителя входит самостоятельное устранение или профессиональный автосервис. В таком случае перемещение к СТО, месту ремонта/стоянки потребует соблюдения мер предосторожности.
Управление мотоциклом возможно только в застегнутом мотошлеме, включая перевозку пассажиров. Водитель обязан помнить о том, что необходимо не только самому пристегиваться, но и исключить перевозку пассажиров, которые не пристегнуты. Исключением правила обязательного пристегивания является: 1) обучение вождению в случаях, когда обучаемый управляет ТС; 2) пассажиры и водители авто оперативных служб при наличии специальных цветографических схем. После приема спиртного управлять ТС запрещено, а по требованию сотрудников милиции водитель обязан пройти освидетельствование на состояние опьянения. Кроме того, запрещено:
- управлять в состоянии опьянения (не только алкогольного, но и наркотического или другого);
- управлять под действием лекарственных препаратов, которые ухудшают внимание и реакцию;
- управлять в утомленном, болезненном состоянии, которое поставит безопасность движения под угрозу;
- употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества или психотропные и наркотические после остановки ТС сотрудником милиции до освидетельствования или принятия решения о том, что водитель освобождается от освидетельствования.
Передавать управление лицам, которым запрещено управлять ТС по вышеперечисленному перечню, водитель не имеет права. Кроме того, закон запрещает передачу управления гражданам, у которых нет подтвержденного права управления ТС соответствующей категории – водительского удостоверения, кроме случаев обучения вождению. При изъятии документа о праве управления ТС в установленном порядке подтверждающим документом является временное разрешение.
Дорожно-транспортное происшествие: обязанности водителя
Участник ДТП – это статус, в котором присутствует максимум обязанностей для водителя:
- остановить автомобиль;
- включить «аварийку» — световую сигнализацию;
- выставить специальный знак (аварийная остановка);
- не перемещать любые предметы, которые относятся к ДТП;
- принять меры к оказанию доврачебной медицинской помощи (при наличии пострадавших);
- вызвать Скорую помощь;
- отправить пострадавших в лечебное учреждение (в экстренных случаях);
- сообщить о ДТП в милицию;
- записать адреса и фамилии очевидцев;
- ждать прибытия сотрудников милиции;
- запрещено употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества или психотропные и наркотические после ДТП до освидетельствования или принятия решения о том, что водитель освобождается от освидетельствования.
В некоторых случаях потребуется убрать машину с дороги и освободить проезжую часть при помощи эвакуатора, поэтому обязанности могут быть дополнены оплатой услуг специалистов. Эвакуировать авто сотрудник милиции не обязан, хотя многие водители уверенно противятся немалым суммам стоимости вызванного эвакуатора, пытаясь переложить свои обязанности на других. Вызов эвакуатора не является обязательным в случае, если водитель в состоянии освободить дорогу самостоятельно.
На этом перечень обязанностей не ограничивается, так как путь граждан в автомир сопровождается еще одним перечнем запретов. Тем, кто освоил предыдущие требования, необходимо учесть, что водителю запрещено:
- пересекать организованные колонны или занимать в них место, включая пешие;
- управлять с нарушением режима отдыха и труда.
Кроме того, во время управления ТС запрещено пользоваться телефоном, который не оснащен специальным техническим устройством для ведения переговоров в режиме «без рук».
Права водителя
Подавляющее число случаев, при которых автолюбитель начинает вспоминать о правах, связано с остановкой ТС инспектором ГИБДД. Поэтому необходимо помнить положения Приказа МВД РФ №329 о том, что контролировать соблюдение ПДД может только сотрудник Госавтоинспекции МВД или участковый инспектор милиции. Другие службы могут контролировать водителя только в отдельных случаях: введение специальных планов, обеспечение общественной безопасности и порядка совместно с сотрудниками ГИБДД, решение руководителя органа ВД.
Право остановки ТС закреплено за регулировщиками, а для грузового транспорта и автобусов, которые осуществляют международные перевозки, допускается остановка сотрудниками ФС по надзору в сфере автотранспорта в специальных контрольных пунктах. Излюбленный механизм давления на водителей – проверка технического состояния — может осуществляться исключительно сотрудниками технадзора с соответствующей подготовкой.
Начинается экскурс в приятную часть автомира с права не останавливаться по требованию инспектора в темное время суток и при отсутствии на автомобиле опознавательных знаков. О таких случаях желательно сообщить на ближайшем посте. Еще одним приятным дополнением является право не выходить из авто до и после проверки документов, которое гарантируется Законом о милиции (ст.5): ограничение свобод и прав граждан возможно только в порядке, который прямо предусмотрен законом. Поэтому можно напомнить «забывчивому» инспектору некоторые положения закона о водительских правах и обязанности сотрудника милиции их соблюдать. Обязанность выйти наступает только в нескольких случаях:
- для устранения неисправности ТС;
- нарушения правил перевозки груза;
- при явных признаках опьянения, болезненного состояния;
- для осмотра/досмотра груза и ТС;
- для личного досмотра;
- для проведения сверки номеров (узлов, агрегатов) с записями в документах в присутствии водителя;
- для участия в процессуальных действиях;
- для оказания помощи сотрудникам милиции или пострадавшим в ДТП;
- если поведение водителя создает угрозу личной безопасности инспектора ГИБДД.
Остановка ТС сотрудником ГИБДД
Это целый перечень прав, которые постоянно подвергаются ограничениям. Примером является право водителя использовать диктофон как при остановке, так и при предъявлении обвинения в правонарушении. Этим правом рекомендуется пользоваться для записи разговора, поскольку гражданин имеет право производить диктофонные записи, что распространяется и на водителя. А изъятие мобильного устройства, видеокамеры или диктофона запрещено с единственным исключением: предмет является или может быть орудием правонарушения.
Видеосъемку водитель может проводить как для записи отдельного фрагмента разговора, так и в пути следования с сотрудниками ГИБДД. Такое право существенно расширит доказательную базу и может быть использовано в суде защитой, как и фото или другая фиксация сведений. К документам относятся киносъемка, видеозаписи, фото, звукозаписи, банки данных, информационные базы, другие носители. При этом инспектору не удастся использовать документы, которые сделаны на телефон или бытовую камеру, так как законом определен четкий перечень требований к техническим средствам, которым должно соответствовать оборудование сотрудника ГИБДД.
Защита адвоката – это право на юридическую помощь, которая гарантируется Конституцией. Воспользоваться этим правом водитель может в любой момент и, особенно с момента, как инспектор начинает составлять протокол. Презумпция невиновности тоже гарантируется Конституцией, поэтому составление протокола не переносит водителя в статус правонарушителя. Невиновным водитель остается до тех пор, пока виновность не будет доказана в порядке и установлена приговором, который вступил в законную силу. При этом доказывать что-либо сотруднику ГИБДД водитель не обязан, тем более убеждать инспектора в своей невиновности. Кроме того, водителю гарантируются законом следующие права:
- обжалования действий должностного лица в суде;
- свободное получение информации (водитель имеет право знать обязанности инспектора, требовать их исполнения, включая документальную фиксацию действий);
- не свидетельствовать против себя (в том числе отказаться от дачи пояснений при составлении протокола).
Полезный совет. Для того, чтобы управление любимой моделью не превратилось в россыпь денег на встречи с судьями, необходимо проявить активность в самостоятельном изучении собственных прав и обязанностей, а также уделить пристальное внимание таким же положениям в отношении сотрудников ГИБДД. Знание ПДД не спасет от своевольного инспектора, обязательно познакомиться с положениями Закона о милиции, Кодекса об административных правонарушениях, Постановлениями Пленума ВС.
«Спасительным» является изучение Конституции, особенно статьи 48, которая гарантирует право водителя на юридическую помощь. Защита адвоката предусмотрена КоАП РФ, а невиновность водителя до установления вины в порядке, предусмотренным федеральным законом, гарантируется Конституцией (ст. 49). Не лишним информационным «грузом» будет ознакомление с законом «Об информации…», так как именно этот документ позволит получить документы, которые упростят защиту прав водителя в суде: статья 3 регламентирует принцип открытости информации инспектора ГИБДД.
«Законом» автомира будет забота о собственной безопасности, в том числе проверка служебного удостоверения инспектора до передачи документов на проверку. Опытные автолюбителя советуют не только прочесть, но и записать данные удостоверения. Кроме того, стоит помнить, что любой пассажир является свидетелем, в том числе члены семьи. При составлении протокола их необходимо включать в документ, даже если сотрудник ГИБДД уклоняется от внесения данных. В таких случаях достаточно заполнить раздел «Объяснение лица…» и внести Ф.И.О., контактные данные свидетелей (адрес, телефон).