Основной задачей автолюбителя после приобретения понравившейся модели является сохранение эстетических и эксплуатационных свойств железного друга на длительный период времени. Красота и внешний вид, динамика, управляемость, эргономика салона – все то, что придумал производитель, подвергается ежедневным испытаниям в условиях загрязненной атмосферы и неблагоприятных дорожных условиях. Спасти от обстрела камнями на трассе и солевых ванн поможет правильный уход за автомобилем. Первым врагом внешней красоты – кузова является коррозия.
Кузов является не только демонстрацией совершенства дизайнерского мастерства и элегантности модели, но и изделием из листовой стали толщиной 0,60 – 0,80 мм с большим количеством сварных швов, зазоров и перекрытий. Такие конструктивные особенности, которые сопровождают создание автомобильных шедевров, являются благоприятной средой для скоплений грязи, проникновения влаги и образования ржавчины. Перечень благоприятных условий образования коррозии:
- сложные конструктивные решения (скрытые полости, замысловатые конструкции, прочее);
- вибрации и высокие напряжения несущих кузовов;
- содержание двуокиси серы в окружающей среде, которая образует серную кислоту при взаимодействии с влагой;
- «перебор» в тюнинге и аксессуарах (металлические украшения, обвесы, декоративные детали, прочее);
- естественный износ пористого металла (микротрещины).
Загрязнения кузова – это многослойные комбинации из пыли, сажи, газа, минеральных масел, частиц асфальта, смазок. Это неприятное сопровождение эксплуатации авто является хорошо изученной зоной риска для кузова и, по мнению специалистов, имеет собственную структуру:
- верхний слой – состоит из смеси органических веществ и силикатов, которые свободно прилипают к конструкции;
- второй слой – остатки жирных веществ, отработавших газов, насекомых, частиц асфальта, сажи;
- третий слой – это продукты окисления частиц лакокрасочного покрытия, консервирующих и полирующих веществ;
- четвертый слой – это свободные частицы из синтетических смол и частицы пигмента.
Для устранения второго слоя достаточно применять автошампуни, для 3-4-го слоев эффективны абразивные пасты или удаление химическим путем.
Мойка кузова: проверенные решения
Обязательным мероприятием по уходу за автомобилем в условиях грязной или мокрой дороги будет «банный день»: мытье кузова холодной/теплой водой с применением автошампуней. Мойка кузова не терпит спешки, поэтому ускорять процесс под струей воды нежелательно, как и наспех стирать грязь и пыль тряпкой без воды. Единственным исключением, когда применение струи под давлением оправданно, является мойка кузова, арок передних/задних колес и днища зимой от соли, которой посыпают дороги. Оптимальный вариант мытья кузова состоит из нескольких этапов:
- приготовить моющий раствор (смешать автошампунь с водой);
- применять щетки или кисти, а не поролоновые губки и тряпки, которые оставляют следы от песчинок;
- обильно смочить кузов водой;
- нанести моющий состав и одновременно смачивать поверхность водой;
- смыть моющий раствор;
- насухо вытереть, протереть замшевой тряпкой;
- дать высохнуть, законсервировать.
Полезный совет: мойку автошампунем рекомендуется выполнять 2 раза в месяц. Популярными являются шампуни TW и Hot Wax с полирующими добавками, придающие недолговременную защиту и блеск. Шампуни-очистители с ЛКП помогут справиться с устойчивыми смолами и пятнами от насекомых в концентрированном виде, а для локального удаления загрязнений оптимальным вариантом будет выбор безводных смывок The Treatment.
По окончании мойки особое внимание необходимо уделить каплям, так как такие следы мойки в солнечный день работают как линзы: собирают лучи солнца в пучок и оставляют отметины. Кроме того, крайне не рекомендуется мыть кузов после остановки авто или на солнце, так как резкие температурные перепады разрушают лакокрасочное покрытие. Применение моющего консерванта для защиты покрытия рекомендуется, а процесс очистки кузова щеткой желательно распределить на небольшие участки и стирать загрязнения в направлении крыша – днище. Для консервации чаще применяется восковый водоотталкивающий слой, который сохранит блеск и первоначальный цвет краски.
Для очистки окон достаточно протереть поверхность чистой тряпкой, а при значительных загрязнениях применяется теплая вода и нашатырь или спирт, как «домашний рецепт», и специальный стеклоочиститель как профессиональное средство по уходу. При уходе за окнами не стоит забывать о щетках стеклоочистителя ветрового стекла и выполнять комплексную очистку.
Полировка: секреты автомобильной красоты
Автомобильная красота и первозданный блеск – это гордость владельца железного коня, эффективный имиджевый инструмент и индикатор заботы автолюбителя об авто. Блеск можно придать при помощи целого арсенала средств или выбрать профессиональную полировку: тефлоновую, восковую, восстановительную, трех- и двухкомпонентную, абразивную. Весь ассортимент средств для придания красоты и защитных свойств кузову классифицируется на защитную и абразивную (восстанавливающую).
Защитную рекомендуется проводить 2 раза в году в межсезонье зима-лето. При ее выполнении не применяются абразивные материалы, а полировочный материал абсорбируется с существующим лакокрасочным покрытием и создает дополнительный слой. Такая полировка защитит кузов от неблагоприятных воздействий среды обитания. Защитные полироли могут быть с добавками уретана, тефлона, синтетических веществ, которые защитят кузов сроком до 3-х месяцев, а также препараты Polyglycoat с защитой кузова до 4 лет.
Для восстановления автомобильной красоты после устранения дефектов потребуется абразивная или восстанавливающая полировка. Для проведения абразивной полировки необходимо предварительно удалить царапины, оксидированные уплотнения, другие дефекты. Так как в процессе восстановления автомобильной красоты удаляется несколько микрон – тончайший слой лакокрасочного покрытия, то слишком часто и без необходимости выполнять абразивную не рекомендуется. После очистки применяются специальные материалы и оборудование, которые одновременно с полировкой реставрируют поверхность и придают защитные свойства: антикоррозийная защита, отталкивание влаги, грязи, прочее.
Абразивные полироли в составе содержат частицы, которые сдирают верхний слой и заглаживают мелкие царапины. «Тонкость» слоя зависит от вида полироли: крупное зерно – Hi Tech Rubbing Compound, щадящая – Color Back, а для «перламутра» и «металлика» — только Metallic Finnish Restorer.
Ржавчина: эффективные способы борьбы
Основной способ борьбы со ржавчиной – содержание авто в чистоте и регулярная санитарно-гигиеническая обработка. При поражении кузова коррозией стоит учесть, что полностью устранить ржавчину невозможно, но приостановить разрушение и защитить кузов под силу каждому автолюбителю. Эффективный способ – это защита кузова поливинилхлоридным пластизолем, который защитит заводское покрытие от песка, соли, гравия и температурных перепадов на 23 года. Для антикоррозийной защиты необходимо подготовить деревянный скребок, кисть, наждачную шкурку, металлическую щетку, Уайт-спирит, ветошь, антикоррозийную мастику и преобразователь ржавчины и последовательно выполнить несколько этапов работ:
- подготовить поверхность (очистить от разрушенного покрытия, грязи, жиров);
- промыть струей воды и удалить отслоения скребком и металлической щеткой;
- пластовую и рыхлую ржавчину очистить металлической щеткой;
- обезжирить поверхность Уайт-спиритом;
- обработать поверхность преобразователем ржавчины;
- нанести антикоррозийные материалы.
Полезный совет: После обработки преобразователем ржавчины, рыжий налет приобретет сероватый оттенок стабильного соединения, которое не вредит автомобилю. Обработка антикоррозийными материалами выполняется рукой (в рукавице), шпателем или кистью в зависимости от вязкости. Единственным условием эффективной борьбы является отсутствие оголенных мест.
Битумные мастики признаны технологичным материалом, который эффективно противостоит соли, влаге, но не устойчив к щебню и песку. Такое покрытие станет хрупким при пониженной температуре и может крошиться от удара камнем. Наполнителями мастик на битумной основе может быть искусственное волокно или резино-каучуковые фракции. Применение восковых составов эффективно для кратковременной защиты крыльев и днища. Такие материалы заполнят трещины, поры, карманы, отбортовки, хорошо проникнут внутрь, но не устойчивы к силовым нагрузкам и ударам. Популярно изобретение самобытных автохимиков – нанесение воскового состава поверх битумного, что обеспечит меньшую хрупкость покрытия при пониженной температуре.
Эффективным способом борьбы признан МЛ-метод, который позволяет управлять процессами износа и старения. Для защиты скрытых плоскостей успешно применяется Мовиль, который можно нанести на затронутые коррозией и покрытые жидким маслом поверхности. Среди современных материалов, которые обладают хорошей проникающей способностью, выделяется способ Rust Stop: жидкость проникает через слои ржавчины, старые битумные покрытия или воск до здорового металла. Препарат реагирует с основанием и образует защитно-консервирующий слой. Среди эффективных антикоррозийных покрытий выделяются эпоксидно-каучуковые мастики, которые обладают повышенной прочностью. Особенностью их применения является ограничение отвердителя при приготовлении защитного состава для того, чтобы покрытие было эластичным.
Хромовое покрытие, сколы, царапины: особенности обработки
Слабым местом эффектного хромового покрытия является пористость, поэтому декоративные детали отличаются технологией ухода:
- очистка от грязи (мойка);
- удаление потускнения и коррозии;
- насухо вытереть;
- обработать автоочистителем;
- покрыть защитным слоем лака.
Полезный совет: При обработке хромированных деталей необходимо исключить применение сухой тряпки, так как тонкий слой (90ПО мкм) никеля, меди, хрома интенсивно разрушается и царапается. Применять автоочиститель рекомендуется раз в году, а при покрытии смазкой необходимо обработать тыльную сторону деталей.
Для того, чтобы обнаружить повреждения внешней поверхности кузова, достаточно осмотреть внешние панели и снять вздутия краски. Сколы и трещины необходимо зачистить и особое внимание уделить тем местам, где краска изменила оттенок. Для выполнения подкраски кузова необходимо:
- зачистить повреждения до металла;
- зачистить дефекты, протравить и обезжирить;
- покрыть грунтом металл;
- подобрать краску и подкрасить загрунтованные места;
- дать высохнуть, отполировать.
Замкнутые полости необходимо открыть, промыть водой, прочистить отверстия и продуть сжатым воздухом. При выполнении работ летом, можно заменить продувку на сушку в течение 12 дней. Последний этап – обработка жидким консервантом при помощи распылителя.
Обивка салона: обзор «зон риска»
Наличие чехла многие автолюбители воспринимают как надежную защиту от грязи пыли. Однако текстиль салона – это синтетические материалы обивки дверей, сидений, панели приборов, потолка, которые в процессе эксплуатации теряют эластичность, стареют и выцветают. С таким явлением бороться сложно, а с масляными или другими загрязнениями и грязью, которая способствует разрушению и старению – можно самостоятельно.
«Домашние рецепты» — это удаление пятен мокрой тряпкой с кожаной внутренней или пластиковой обшивки. С велюровой процесс удаления более сложный: пропылесосить, удалить пятна салфеткой, которая пропитана ацетоном. Для удаления масляных и жировых пятен применяется чистый бензин. Если незначительные загрязнения можно удалить обычным мыльным раствором, то серьезные потребуют химчистки и применения профессиональной автокосметики.
Качественный уход за обивкой состоит в применении профессиональной автокосметики. В зависимости от материала, необходимо подобрать оптимальный вариант: для кожи подойдет Formula Superprotectaut, а для виниловых, пластмассовых и резиновых деталей – Trim Clean Cockpit Shine. Для того, чтобы удалить проблематичные пятна и создать защитный слой тканевым поверхностям, можно выбрать Renew – очиститель обивки. Общими правилами применения пятновыводителей на тканевой обивке будет предварительная обработка пылесосом, а сильные загрязнения эффективно устраняются сухой пеной.
Полезный совет: при очистке тканевой обивки рекомендуется исключить нанесение очищающих средств непосредственно на материал во избежание остаточных следов грязи по краям. Обработку необходимо выполнять круговыми движениями в направлении снаружи – внутрь.