Научиться управлять автомобилем — это только начало. Нужно знать его устройство. Начинающие водители часто не обращают на это внимание. А ведь понимание принципов работы позволит быстро определять поломки. Любой автомобиль требует обслуживания и замены запчастей. И чем лучше водитель в этом разбирается, тем легче справляется с непредвиденными ситуациями.
Все автомобили состоят из нескольких главных частей:
- Кузов.
- Двигатель.
- Трансмиссия.
- Ходовая часть.
- Механизмы управления.
- Электронная часть.
Их разделяют на ещё более мелкие детали, о которых тоже следует знать.
Строение кузова
Это оболочка автомобиля, его внешний вид. Самый дорогой и практически незаменимый элемент. Все покупатели в первую очередь обращают внимание именно на кузов, так как от его состояния зависит долговечность автомобиля. На него устанавливаются абсолютно все остальные части. Условно разделить кузов легкового автомобиля можно на багажное отделение, пассажирский салон и моторный отсек. У грузового автомобиля кузовом обычно называют только заднюю часть. Пассажирский салон называют кабиной. У автобусов установлен каркасный кузов, который держится на основании.
Как работает двигатель
Принцип работы заключается в том, чтобы преобразовать тепловую энергию в механическую. Если говорить простыми словами, в камере сгорания топливо сжимается и поджигается. От этого образуется давление, которое толкает поршень. Крутящий момент передаётся на колёса, чтобы автомобиль начал движение. Но с этим следует разобраться более подробно, так как устройство двигателя не такое уж простое.
Для подачи топлива и удаления отработанных газов используется газораспределительный механизм или ГРМ. За своевременное открытие и закрытие клапанов отвечает распределительный вал. Поршни двигаются вверх и вниз. Чтобы перевести эти движения во вращательные, используется кривошипно-шатунный механизм. Он состоит из самих поршней, коленчатого вала и маховика. Поршни передают движение на коленчатый вал, который имеет сложную форму. Именно он и создаёт вращательные движения. Маховик служит для плавного старта, а также накопления кинетической энергии. Можно сказать, что он выравнивает движение коленчатого вала.
Также здесь присутствует несколько систем:
- Охладительная.
- Смазывающая.
- Зажигающая.
- Питающая.
Все элементы важны для правильной работы двигателя. Это сердце любого автомобиля, которое и помогает ему двигаться.
Что такое трансмиссия
Двигатель создал вращательный момент, теперь его нужно передать на колёса. Для этих целей используется трансмиссия. С помощью коробки передач выбирается нужная сила тяги. Сцепление служит для того, чтобы плавно соединить коробку с двигателем. Для передачи крутящего момента на валы, расположенные под углом, используется карданная передача.
На поворотах ведущие колёса движутся по-разному. Внутреннее совершает меньший оборот, чем внешнее. Чтобы они могли вращаться с разной частотой, их не устанавливают на одну ось, а используют две полуоси. Соединяет их так называемый дифференциал. На переднеприводных автомобилях рядом с ним располагается главная передача, которая позволяет увеличивать крутящий момент.
Ходовая часть
Кузов с колёсами должен соединяться плавно. Это нужно, чтобы пассажиры не чувствовали неровности дороги. Для этих целей используется ходовая часть, которую можно разделить на подвеску, колёса и шины. Подвеска состоит из пружин, рессор, торсионов и гидропневматических элементов, которые смягчают колебания во время езды. Если при попадании на неровность одно колесо меняет своё расположение, а второе нет, то это независимая подвеска. Если же они связаны, это зависимая подвеска. Шины первыми принимают на себя все удары. Поэтому они смягчают дорогу настолько, насколько это возможно.
Механизмы управления
Для поворотов автомобиля используется рулевое управление. Когда водитель поворачивает рулевое колесо, оно передаёт усилия на поворотные кулаки. Всё это осуществляется при помощи тяг и рычагов, которые называются рулевым приводом. На многих современных автомобилях установлен гидроусилитель или электро усилитель руля. С ним поворачивать колёса намного легче и удобнее.
Чтобы снизить скорость или вообще остановить автомобиль, используют тормозную систему. Принцип её работы достаточно простой. Когда водитель нажимает педаль, на колёсные механизмы передаётся усилие. Оно состоит в том, чтобы прижать колодки к тормозным дискам. Это позволяет замедлить их вращение, в том числе и до полной остановки.
Для передачи усилий на колодки, используется тормозная жидкость. Она находится в трубках. При нажатии на педаль тормоза, жидкость начинает давить на колодки. При этом выделяется тепло. Если использовать для этих целей другую жидкость, она может закипеть. Из-за этого появятся воздушные пробки, а педаль просто провалится.
Нужно повысить обороты двигателя, чтобы разогнать автомобиль. Для этого в топливную смесь подаётся больше воздуха. При нажатии на педаль газа открывается дроссельная заслонка. Если педаль газа отпустить, заслонка закрывается.
Электронная часть
Автомобиль использует много элементов, работа которых невозможна без электричества. Условно можно выделить четыре группы:
- Электрическая проводка.
- Система управления.
- Источники тока.
- Потребители тока.
Электрическая проводка соединяет все электронные части автомобиля. Для управления используются дворники, сигналы поворота, освещение и система зажигания. Сюда же относятся блоки управления, различные предохранители и реле. Потребляют энергию много элементов, а источниками являются только аккумулятор и генератор. Аккумулятор служит для запуска автомобиля, а также для поддержания работы приборов при выключенном зажигании. Например, сигнализации. Генератор можно отнести к основному источнику питания.
Автомобили с каждым годом постоянно совершенствуются. Появляются многие дополнительные элементы. Но основное устройство автомобиля пока остаётся без изменений.