Краудфандинг – это сотрудничество заинтересованной группы людей, которые предоставляют свои денежные ресурсы другим людям и организациям для достижения заявленных целей.
Новые возможности для бизнеса
Множество хороших задумок и проектов гибнут на начальных этапах планирования по причине нехватки финансовых ресурсов. Конечно же, никто не исключает вариант получения денег взаймы, кредита в банке или привлечения инвесторов. Тем не менее множество оригинальных проектов и идей обречены из-за своей рискованности либо инвестиционной непривлекательности. Порой, даже вполне удачную бизнес-идею может погубить процент по кредиту. Кроме того, не все хорошие задумки нацелены на получение прибыли. Выпуск музыкального альбома, или какой-нибудь социальный проект могут не иметь какой-либо финансовой ценности.
Такой финансовый альтруизм может погубить состояние среднего или мелкого бизнесмена. В этом случае краудфандинг становится своеобразной палочкой-выручалочкой, способной дать жизнь множеству оригинальных идей.
Стоит также разделить разовые краудфандинговые пожертвования и специальные платформы, которые занимаются организацией сбора средств. В течение последних нескольких лет появилось множество платформ для краудфандинга.
Разновидности кампаний
Сбор средств происходит по нескольким схемам:
- Простой сбор – все собранные деньги получает инициатор сбора несмотря на то какое количество средств было собрано.
- Пересечение определенного лимита – инициаторы сбора средств получают деньги только в случае достижения определенной суммы. В противном случае деньги будут возвращены жертвователям. Такая схема позволяет сэкономить деньги вкладчиков от вложения в проекты с минимальным шансом на успех.
- Конкурс – собранные средства получает команда, которая выигрывает тендер, или же соглашается первой.
- Сборы после оценки – жертвователи самостоятельно оценивают не только рентабельность, но и стоимость проекта.
- Благотворительность – передача средств инициатору кампании без соблюдения каких-либо условий.
Правила
Существует ряд правил краудфандинга, которые приходится учитывать.
1. Понятная цель.
Если инициатор сбора средств предъявляет весьма размытый и непонятный план использования финансов, то вряд ли кто-то захочет давать ему деньги. Не стоит предъявлять план «про запас», или «приблизительно». Все статьи расходов должны быть
строго прописаны.
2. Открытость информации о сборе.
Прозрачность является необходимым условием привлечения потенциальных жертвователей. Текущая информация не только даст возможность контролировать свои вложения тем, кто уже вложился, но и принять решение потенциальным жертвователям.
3. Проверяйте функционал.
Необходимо тестировать реквизиты на функциональность. Невозможность осуществить денежный перевод может повлиять на решение вкладывать ли деньги в проект вообще.
4. Разнообразие помощи.
Иногда свою помощь в продвижении предлагают менеджеры рекламных агентств и рекламодатели. Такие предложения могут внести некоторые изменения в первоначальный план, но такая помощь может сыграть решающую роль.
5. Доверие вкладчиков.
Новые инвесторы охотней вкладывают свои деньги в те проекты, в успешность которых уже поверили другие вкладчики.
Российский опыт
Краудфандинг в разных странах имеет свои специфические особенности. Это связано в первую очередь с различными экономическими показателями: общим инвестиционным климатом, показателем покупательской способности, наличием свободных денег на руках заинтересованных людей. Реализация западного опыта краудфандинга на территории России имеет определенную специфику.
- Низкие показатели личного благополучия и кризисные состояния в экономики РФ негативно влияют на количество свободных денег, которые могут быть использованы в краудфандинге.
- Средний размер краудфандинговых пожертвований превышает по своему размеру средний американский. Все дело в ментальности русских людей. Отзывчивость и щедрость вот уже более тысячи лет считаются образцовой добродетелью. При составлении бизнес-плана эту специфику стоит учитывать.
- Российское законодательство создает крайне неблагоприятную атмосферу для открытия малого бизнеса. Соответственно деловая активность населения с самого начала будет сталкиваться с систематическими преградами, которые будут влиять на активность населения во всех финансовых вопросах.
- Специфика постсоветского мышления, с его бесконечным упованием на государственные институты, пока не позволяет извлекать из краудфандинга максимальную пользу для продвижения стартапов. Медленно, но верно ситуация меняется. Хотя все преимущества этого вида коллективного сотрудничества будут заметны через десять лет.
- Недостаточная информированность населения также негативно влияет на желания принимать участие в подобных проектах. Относительно недавний опыт МММ также заставляет потенциальных вкладчиков относиться ко всему новому с большой подозрительностью.
- Российские средства массовой информации предпочитаю освещать события западного экономического пространства. В то же время подобное нежелание писать на тему новинок в самой России приводит к потере потенциальных жертвователей. Ситуация несколько меняется, но опять же на это необходимо время.
- Низкая культура авторов препятствует созданию структурированной и ясной информации о проектах. Без четких я ясных посылов привлечь внимание потенциальных инвесторов невозможно.
Подводим итоги
Успех проектов краудфандинга зависит, в первую очередь, от скорости трансформации мышления активной части населения. В советский период государство целенаправленно искореняло всякий намек на индивидуальную активность своих граждан. Тем не менее присущая русскому человеку участливость, и стремление оказать помощь ближним со временем сыграет позитивную роль в развитии краудфандинга.