Что такое краудфандинг?
Краудфандинг (crowdfunding) – слово заимствовано из английского языка, что дословно переводится как «финансирование толпой» или «коллективное финансирование», что звучит более благозвучно. Выходит, что краудфандинг – это добровольные народные интернет сборы, для того чтобы реализовать какой-либо проект или идею. В зависимости от реализации проект может быть коммерческим и некоммерческим. Людей, которые привлекают финансы в проект называют «реципиентами», а тех, кто вкладывает денежные средства – «донорами».
Часто к подобному финансированию прибегают организаторы благотворительных акций, создатели бесплатных программных обеспечений, авторы книг и песен. Краудфандинг – это одна из материальных поддержек для тех, кто не может реализовать свои возможности. К данному инструменту продвижения своих стартапов часто обращаются на западе. В российском бизнесе краудфандинг не так популярен, возможно, из-за отсутствия достойных проектов, в которые хочется вкладывать.
Самой распространенной площадкой для сбора денег является – интернет, поскольку здесь можно охватить большую целевую аудиторию. Для этих целей создано много интернет-ресурсов. Одна из известных площадок, которая позволила реализовать не один проект в различной области, является краудфандинговая платформа Кикстартер.
Краудфандинг используется для разных целей, но чаще всего к нему прибегают молодые предприниматели и стартаперы, которым для реализации своих бизнес-идей не хватает финансирования.
История появления краудфандинга
Для того чтобы понять основную идею этого уникального явления, обратимся к истории его возникновения. В середине 20 века рынок ценных бумаг США развивался по особому сценарию, когда небольшие, но перспективные компании начали продавать свои акции.
Приобрести акция была возможность у любого желающего прямо в гараже владельца бизнеса. В процессе это привело к утечке средств в бизнес, а простые люди, которые удачно вложились в акции еще неизвестных компаний, смогли заработать на этом состояние. Одним из таких успешных примеров является компания «Apple».
Виды краудфандинга
Основными направлениями краудфандинга принято считать:
Debt (в переводе с англ. «долг») – инвестиции даются взаймы или в обмен на долю в проекте. Существуют некоторые риски, как со стороны реципиента, так и донора. Так как нет стопроцентной уверенности, что проект будет прибыльным, но в случае удачного запуска, можно получить хорошую прибыль.
Equity – инвестирование на долгосрочной основе, при котором донору предлагается доля в проекте, либо процент от вложенных средств, если реализовывается бизнес-идея.
Rewared – наиболее популярный вид инвестирования среди благотворительных организаций, музыкантов, художников и других творческих людей. Донор дает денежные средства в обмен на бонусы. Вознаграждение не обязательно может быть материальным. К примеру, это может быть доступ к музыкальному альбому, сразу после его выхода или диск с автографом.
Зачем необходим краудфандинг?
С помощью краудфандинга многие бизнесмены получили возможность запустить свои проекты и тем самым заработать на них большие деньги.
Тем не менее, для благотворительных организаций и медийных личностей использование краудфандинга для привлечения средств, это отличный шанс профинансировать свои начинания. Таким образом, краудфандинг преследует главную цель – это возможность воплотить человеческие замыслы в реальность.
Чтобы краудфандинг имел успех нужно постараться, поскольку право выбора проекта для финансирования остается за донорами. Все будет зависеть от настроения и потребностей общественности в данный момент времени.
Кто может воспользоваться краудфандингом?
Краудфандинг подходит для:
- представителей благотворительных организаций;
- предпринимателей малого бизнеса или для тех, кто занимается продвижением стартапов;
- представителей творческих профессий – писатели, художники и т.д.;
- людей, которые продвигают свои интересы – болельщики.
Осуществление краудфандинговой деятельности должно проходить с соблюдением одного условия – открытости сборов. Реципиентом должна быть озвучена необходимая сумма еще на первом этапе создания проекта. Все поступления и расходы денежных средств, а также другие события касательно проекта публикуются открыто для всех посетителей на краудфандинговой платформе.
Краудфандинг – выгодно или нет?
Сильные стороны такого финансирования:
- Сбор необходимой суммы на краудфандинговых площадках в среднем занимает от 10 дней до 60 дней;
- Инвесторам, финансирующим проект с целью получения вознаграждения, необязательно всегда присутствовать на проекте;
- Поступление денежных средств происходит напрямую от инвестора к донору, не нужно брать заем в банке под высокие проценты.
- Хорошие проекты всегда находят отклики, а авторы могут заручиться поддержкой представителей большого бизнеса;
- Инвесторам предоставляется право заранее выбрать вариант выплаты дивидендов (если это предусмотрено).
Минусы модели финансирования:
- Краудфандинг чаще рассчитан на поддержку обычных людей. Идея будет иметь больше шансов заинтересовать аудиторию, если ее качественно, доступно и красиво оформить. Использование слайдов и запись видеообращения, в которых будет рассказываться о самом проекте, его перспективах повысят заинтересованность людей. Можно подкрепить слова соответствующими расчетами.
- Проект должен зажечь желание у людей оказать финансовую помощь. Скучные и непонятные идеи, не пробуждают такого желания у общественности. Высокотехнологичные проекты редко достигают успеха на краудфандинг-платформах. Популярностью у инвесторов пользуются медиа-проекты (фильмы, клипы).
Все обязанности по продвижению и рекламе идеи ложатся на плечи предпринимателей, платформа не выполняет эти функции, она нужна только для сбора денег. Поэтому раскручивать проект придется самостоятельно, в том числе за пределами краудфандинг-платформы.