Различают два типа испытаний самолетов:
Первый тип.
Заводские испытания — в них входят:
- испытания опытных самолетов;
- испытания головных самолетов серийных ;
- испытания самолетов серийных;
- сдаточные испытания.
Второй тип.
Государственные испытания — в них входят:
- испытания опытных самолетов;
- испытания серийных самолетов (для военных аппаратов проводятся испытания войсковые).
Заводские испытания опытных самолетов
Целью этих испытаний является определение тактических и летных свойств самолета, а также соответствие этих свойств расчетным, согласно данных конструкторского бюро (КБ). программа испытаний позволяет определить летные и эксплуатационные характеристики как всего самолета, так и проверить работу его основных агрегатов.
Испытание проводят работники заводской летно-испытательной станции. Бригада состоит из ведущего летчика, ведущего инженера, специалистов спецслужб и бортового техника. Бригада отслеживает весь процесс постройки опытного самолета от начала до конца. До начала испытаний КБ завода передает на испытательную станцию следующие документы:
- Расчет аэродинамики самолета;
- Расчет самолета на устойчивость;
- Расчет прочности самолета.
Подготовительные работы перед первым вылетом
Как только самолет доставлен на летно-испытательную станцию приступают к подготовке к первому вылету. Процесс подготовки состоит из следующих этапов:
- контрольные обмеры самолета на соответствие чертежам КБ;
- взвешивание и определение центра тяжести самолета;
- определение наиболее благоприятной центровки для первого вылета;
- проверка работы агрегатов самолета;
- регулировка тормозной группы самолета;
- проверка работы органов управления;
- опытные заезды без взлета — с целью проверки руля и тормозов на скорости до 30 км/час;
- проверка работы хвостовых рулей на скорости до 50 км/час;
- проверка работы шасси;
- если позволяет площадь испытательного аэродрома, то проводятся контрольные взлеты на высоте 1-2м.
После всех подготовительных работ опытный самолет готов к первому вылету.
Первый вылет
Первый вылет самолета назначается только после устранения всех дефектов, выявленных на земных испытаниях. Он проводится ведущим летчиком. Результатом первого вылета является определение следующих дефектов и свойств летательного аппарата:
- наличие вибраций корпуса и агрегатов;
- наличие деформаций, изгибов и скручивания в элементах фюзеляжа, крыльев и хвостовых элементах;
- работу агрегатов и оборудования в различных режимах;
- работу органов управления на различных скоростях;
- основные показатели агрегатов ( температура двигателя, уровень масла, температура воды, обороты двигателя)
- плавность работы мотора;
- расход топлива при разных режимах полета;
- положение стабилизаторов при посадке;
- длина пробега при посадке;
- работу тормозной системы.
После первого вылета с целью доводки самолета проводятся еще 10-15 вылетов. Обычно, чтобы иметь уверенность в безопасности дальнейшей эксплуатации самолет испытывают на скоростях превышающих расчетно допустимые.
Испытания головных серийных самолетов
Головные серийные самолеты — это первые два самолета новой серии. Программа испытаний этих самолетов состоит из следующих этапов:
- определение посадочной скорости и максимальных скоростей на разных высотах;
- определение управляемости самолета на различных высотах;
- определение режимов работы двигателя при различных нагрузках;
- определение расхода топлива и дальность полета на оптимальной скорости;
- проверка работы приборов и агрегатов самолета;
- определение времени и длины разгона самолета.
Оборудование и аппаратура для испытаний головных серийных самолетов не отличается от той, которая используется при испытании опытных самолетов.
Испытания серийных самолетов
Такие испытания самолетов проводятся специальными комиссиями, в состав которых входят представители служб заказчика. Количество самолетов допущенных к полетным испытаниям указывается в договоре. Обычно не более десяти серийных самолетов
Испытания многомоторных самолетов
Отличием этого вида испытаний является включение в программу полетов двух следующих пунктов:
- управление самолетом при выходе из строя одного или нескольких двигателей;
- определение максимальной высоты полета при различных комбинациях двигателей.
Подготовка отчета об испытаниях
Когда самолет полностью прошел всю программу испытаний, подготавливают отчет об испытаниях. Он состоит из нескольких разделов:
- Перечень всех изменений и доводок внесенных в процессе испытаний;
- Анализ соответствия летных характеристик проектным данным, предъявляемым к данному типу самолета;
- Сравнение самолета с заграничными аналогами;
- Выводы и рекомендации летно-испытательной станции.
Отчет составляется ведущим инженером летно-испытательной станции и подписывается всеми специалистами, принимавшими участие в испытаниях. После утверждения отчета самолет предъявляется на государственные испытания.
К самолету прилагается следующая документация:
- расчет аэродинамики;
- расчет на устойчивость;
- расчет прочности;
- материалы испытаний самолета;
- схемы оборудования самолета;
- техническое описание самолета (составленное представителями КБ).
Государственные испытания
Такие испытания проводятся, если самолет проектировался и строился по государственному заказу. Целью этих испытаний является:
- проверка соответствия самолета тактико-техническим требованиям;
- выявление дефектов в конструкции и оборудовании самолета.
Программа государственных испытаний состоит из следующих этапов:
- ознакомительные полеты;
- тарировка приборов;
- полеты для определения оптимального режима полета;
- полеты для определения устойчивости при различных нагрузках на двигатель;
- определение скорости подъема, потолка и расхода топлива;
- определение маневренности;
- ночные полеты и полеты в слепую;
- поведение самолета пр и взлете и посадке;