«Я посвятил фильм своему отцу»
Карен Шахназаров
«Белый тигр» — это фильм Карена Шахназарова, который он снял по мотивам повести «Танкист», автор — Бояшов И. Это первая работа, которую Шахназаров, посвятил войне. Она является самой масштабный из всех его фильмов. Карену Шахназарову удалось снять большое настоящее кино о войне. В двадцатых числах апреля он впервые решил показать «Белого тигра» журналистам.
Не изменив себе, он оставил прежнее свое авторское видение, демонстрируя работу уже о танковых сражениях, которые в его картине, сопровождаются вечным грохот и лязгом этих военных машин — представив механическое действо, дополненное психологической дуэлью персонажей. В основе сценария, который написал Шахназаров с Бородянским, легли истоки романа «Танкист, или «Белый тигр», автор которого Илья Бояшов. Шахназарову не удалось все снять, ориентируясь только на свой режиссерский сценарий, он утверждает, что половина сцен была отснята им, благодаря его интуиции – и это не помешало выполнить всю сложную постановочную программу.
3 мая планируется эту военную драму, которая овеяна мистическими сюжетами о противостоянии русского танкиста немецкому танку, выпустить на экраны.
Безусловно, отснятый фильм является непривычным, на фоне общих реалий современного кинематографа, который воспринимается нами как панацея. В съемках все настоящее — «Т-34» также по-настоящему ведут стрельбу и готовы по-настоящему мять все, что им попадется под мощные гусеницы. Каждый кадр настолько продуман, что, кажется — все это пришло к нам из прошлого. Шахназаров утверждает, что постоянно проходил отбор людей, чтобы можно было найти лица, которые соответствовали старым фотографиям, поэтому многие пришли на съемки, просто с улицы, прочитав объявление.
И именно поэтому, актерская игра исполнителей главных ролей, представлена не заезженной по сериалам популярной однообразной «жвачкой». Это, безусловно, является большой удачей и примером серьезной работы, которая была проведена со всеми задействованными в картине актерами. Европейские стандарты такого кино, которое бы повествовало о конце второй мировой, да еще и с задействованной техникой тех времен, что заводится в кадре с первого раза – вылились бы в стоимость порядка сорока миллионов долларов. И это как минимум, учитывая, что в съемке представлено еще — сожженную деревню (построенную в поле), разрушенный город, апартаменты Гитлера и детально воссозданная сцена подписания акта, провозгласившего о безоговорочной немецкой капитуляции. А вот тема бюджета «Белого тигра» Шахназаровым обозначена порядком чуть превысившим десять миллионов долларов. В эту сумму вошли все уникальное, что было придумано креативным оператором (главным оператором Александром Кузнецовым) . Где были задействованы камеры, приделанные к гусеницам, башням и всему, что требовала остросюжетная картина.
О сюжете фильма
Раскрывая сюжет этого фильма, необходимо сказать, что картина повествует о второй мировой войне, которая уже подходит к завершению. Продолжительные изнуряющие бои успели порядком измотать обе стороны. И чем быстрее продвижение советских войск по территории захватчика, тем все чаще на поля сражений выходит неуязвимый и мощный «Белый Тигр», который представляет танк противников.
Его возникновение из дыма сражений, воспринимается как что-то нереальное. Но та безжалостность, с которой он способен расстреливать советских солдат наводит на мысль, что это все же реальность. Танку противника свойственно было неожиданно исчезать, и советским командованием было принято решение, что с целью уничтожения этого «Белого Тигра», необходимо создать свой танк — Т-34-85, который бы выступал, как специальная модель.
Об истории создания фильма
Согласно предубеждений Шахназарова — каждому режиссёру, который относится к его поколению, необходимо снять хоть одну картину, что повествует о событиях военных лет. Шахназаров вспоминает, что его отец прошел фронт, отвоевав два года. И этот фильм скорее представляет память об отце и всех его боевых товарищах. К тому же, войне свойственно удаляться со временем, становясь от этого более значимой и превращаясь не только в историческое событие, а в целую эпоху военных действий. Здесь постоянно открываются новые тайны. И вряд ли бы режиссёру пришлось затронуть военную тему, если бы не он прочел повести, которую написал Бояшов.
Эта повесть имеет название «Танкист, или Белый тигр» она и легла в основу созданного сенсационного фильма. Это произведение заинтересовало Шахназарова необычным видением представленной войны, которое несвойственно было остальным военным произведениям. Кроме этого, Шахназаров решил снять фильм о войне ещё и по причине того, что, как он считает — современный кинематограф нуждается в реальной правде о ней.
О съёмке фильма и событиях картины
Если говорить о съёмках этого фильма, то Шахназаров свой самый бюджетный фильм снял всего за каких-то сто дней. При этом, необходимо учесть, что съёмки картины проводились непосредственно на боевом полигоне (район Алабино, Подмосковье). Здесь и соорудили целую деревню. Мосфильм задействовал натурную площадку «Старой Москвы», которую частично переделали, с имитацией разрушенного европейского города, представляющего конец войны. Первый павильон Мосфильма представлял копию зала, которая демонстрировала инженерное училище в Карлсхорсте — здесь снимали сцену о подписании Акта, свидетельствующего и капитуляции сдавшейся Германии. Третий павильон представлен был макетом танка, что имитировал его движения и выстрелы. Здесь снимали сцены, которые позволяли представить героев фильма, что находятся непосредственно внутри этого танка. Четвертый павильон был специально построен с декорацией «Кабинета Гитлера», в котором и снимали его финальную речь.
Специально для картины был создан макет танка, который выполнила самарская студия «Рондо-С», представив макет полной величиной. Его оснастили дизельным двигателем, который позаимствовали у военного тягача, что развивает скорость в 38 км в час — такую же, как и оригинал. Здесь была предусмотрена и пушка, которая имела приспособление, с целью имитации производимых выстрелов, копирующая немецкую модель — 8,8 cm KwK 36, задействованной в оригинальных немецких «Тиграх».
Действия картины «Белого тигра» разворачиваются, рассказывая о конце второй мировой войны. Центром происходящих событий является поединок, в который вовлечены — выживший чудом русский танкист и «Белый тигр». «Белый тигр» являет собой дьявольское порождение прошлой войны — танк-фантом, появляющийся из ниоткуда.
Смертельную схватку советского танкиста и «белого тигра можно видеть в этой захватывающей событиями картине. Появляющийся неожиданно немецкий танк, представлен призраком — фантомом, который свой первый бой казалось бы выиграл. Неуязвимая машина неожиданно исчезает – так же как и появилась.
И если гремят снаряды и льется кровь, то противостоять фашистскому натиску может лишь наш человек, который потерял в бою свою память, но верен своей поразительной стойкости духа, что способна порой творить чудеса.
Многие ведь помнят притчу о добре и зле. И размышляя на тему о том — что являет собой зло, а что – добро, трудно ответить на эти вопросы… ответы которые способна дать только жизнь. Ведь подбираясь к истине, всё равно, не сможешь пощупать того, что ею является…
Фильм демонстрирует правду, которая с трудом воспринимается зрителями как факт. Получив ожоги, которые составили девяносто процентов поверхности тела, танкисту Ивану Найдёнову удается выжить – он смог не только вернуться в строй, но и в силах еще бросить вызов этому неуловимому фантому.
Вначале кажется, что разворачивающиеся события — это всего лишь фантазии бойца. Но, после, Иван начинает понимать, что происходящее с ним — это правда. Что он реальный человек и не только боец, а защитник, которому свойственно знать — что он должен делать.
Шахназарову удалось при съемке фильма не только погрузиться в боевую реальность происходящих в кадре событий, но и красочно воспроизвести бой и линию фронта, выгодно обрисовав поединок, который развернулся между солдатом и танком — монстром. Картина демонстрирует развернувшиеся драматические события, позиционируя их другим неожиданным для всех ракурсом — была поставлена задача, создать ощущение придельной одушевлённости, которую нес в себе танк противника. Ну, а удалась ли эта задумка режиссёру-постановщику – решать зрителю.
Режиссёр старался снять фильм о войне, который лишён, каких либо парадностей. Картине свойственны элементы фантастики, но она не оторвана от времени, беря за основу документальные факты тех лет. «Белому тигру» суждено стать самым крупным международным проектом, который был осуществлен за последнее время. В этой картине главные роли достались известным российским и немецким актёрам.
Авторы снятой картины подразумевают, что само подписание акта, свидетельствующего о капитуляции немцев, для героев фильма совсем не означает завершение начавшегося противостояния — машина, которой свойственна мощь фашистского военного противостояния, ещё блуждает, и поэтому охота, которую начали на «Белого тигра» — продолжается.
«Белый тигр» — баллада о солдате
«Белый тигр» является самым масштабным фильмом, который характеризует творческую деятельность режиссера Шахназарова. Он выступает автор пятнадцати картин, и смог впервые в своей творческой карьере снять кино про войну. В его шутках звучит мысль о том, что он смог на протяжении всего времени, когда шли съемки этой грандиозной по масштабам картины - освоить параллельно отдельный вид профессии. Хоть к этой картине он шел всю свою долгую жизнь. Да и премьера не случайно назначена была на первые числа мая – в эти же дни в 1945 году отцу Карена Георгиевича суждено было завоевать неприступный Кенигсберг.
Отец режиссера восемнадцатилетним офицером ушел на фронт. А уже в двадцать один год стал ветераном — закончил победоносно военные действия в Германии. Представленный фильм – это, прежде всего дань уважения, которую режиссёр решил продемонстрировать своему ушедшему отцу и всем его боевым товарищам.
И эта самая масштабная картина, которая была снята за всю его карьерную деятельность, является настоящим блокбастером, представленным — бюджетом в одиннадцать миллионов долларов, множеством танков и боевой техники, а также грандиозной массовкой.
Ведь, с целью достоверности, были использованы для съёмок картины настоящие танки Т-34, оставшиеся еще со времен отшумевшей войны. А исполнить трюки пригласили настоящих танкистов, да и самому Шахназарову в свое время пришлось в ранней юности служить, причем, в танковых войсках – он был мотострелком.
И если рассматривать подтекст созданной картины, то реальность войны является ее абсурдностью. Но герой картины, не помнящий — кто он, все же одержим одной единственной цель – уничтожением неуловимого немецкого танка-призрака «Белого тигра». Он заявляет, что пока он не сожжёт этот танк — война для него не закончится. Он готов для этого ждать и пол столетия…
Вряд ли здесь нужны комментарии – все ясно и так. В картине предусмотрена довольно оригинальная концовка, в которой начальству вначале хочется отправить контуженого солдата, побыстрее «в дурдом». Но, потом, все же, оно дает добро и разрешает заняться поисками этого дьявольского монстра, блуждающего по просторам небытия, без своего экипажа. Танк — фантом является, как бы прямым воплощение духа фашистов—на экране он появляется в сопровождении мистической музыки Вагнера. И это далеко не случайно, как и все, что мы видим в представленной картине, которая несет в себе определенный смысл. Нужно только уметь читать между строк, как и представленную здесь символику. Картина действительно не ординарна и заслуживает особого внимания у подрастающего поколения, которое будет с интересом смотреть этот захватывающий сюжет.