Поющие тибетские чаши, музыкальный инструмент, традиционно являвшийся частью религиозных обрядов

Поющие тибетские чаши, музыкальный инструмент, традиционно являвшийся частью религиозных обрядов

Поющая чаша – музыкальный инструмент, традиционно являвшийся частью религиозных обрядов последователей буддизма по всей Азии.

Роль чаши в буддистской культуре можно сравнить с ролью колокола в культуре христианской. С точки зрения конструкции инструменты тоже схожи, разница в том, что в процессе игры металлическую чашу располагают на неподвижной поверхности (колокол подвешивают или прикрепляют к ручке).

Звук извлекают с помощью деревянной палочки – стика-резонатора (колотушки, пестика). Музыкант располагает чашу на специальной подушечке или на ладони и использует два приема:

  • непрерывное трение стика вдоль внутренней стороны ободка чаши – позволяет услышать долгий, многослойный «поющий звук;
  • легкие прикосновения (удары) стика по стенке чаши снаружи, чуть ниже ободка – дает звук, напоминающий звон колокольчика.

Водя стиком вдоль стенок перевернутой чаши, ближе к дну, извлекают вибрации низкой частоты – на слух они воспринимаются как едва слышное гудение. Изменить звук чаши можно, наполнив ее водой – к «пению» металла добавится звуку «закипающей» под воздействием вибраций стенок воды.

Точно сказать, когда появились поющие чаши, сложно: в тибетских сказаниях чаши упоминались более 2 тыс. лет назад, а в частных коллекциях можно увидеть чаши 1012 века. В Европе чаши появились в 1950-х годах.

Традиционно чаши изготавливались в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Японии, Китае и Корее. Сейчас основным поставщиком необычных инструментов является Гималайский регион – Непал и север Индии, поэтому чаши называют Тибетскими или Гималайскими.

Video title

Целебные свойства чаши

Звучание чаши уникально – нет другого похожего инструмента и нет двух чаш, поющих одинаково. Вибрации чаши не могут навредить, независимо от того, в чьих руках она находится.

Поющие тибетские чаши имеют исцеляющие свойства

Поющие тибетские чаши имеют исцеляющие свойства

Уникальный инструмент используют для:

  • релаксации – при неврозах, бессоннице, нарушениях психики;
  • медитации – пение чаши позволяет достичь покоя ума, облегчает вход и выход из медитации или транса;
  • оздоровительных практик (йоги, Цигуна) – регулярная работа с чашей устраняет симптомы заболеваний сердца и органов пищеварения, обменных и гормональных нарушений, облегчает состояние при головных болях, стрессах, депрессии;
  • массажа и работы с чакрами – воздействуя на энергетические каналы и центры человека, звуковые волны дают бодрость, энергию, усиливают творческий потенциал. Для вибрационного массажа чаши могут располагать на теле человека;
  • очищения помещения, наполнения внутренней среды положительной энергетикой (практики фэн-шуй) – вибрации гармонизируют пространство после ссор, болезней, переезда, преобразуют негативную энергию в позитивную;
  • структурирования воды – игра на наполненной чаше заряжает воду, делает целебной – ее можно использовать для питья или умывания.

Благодаря растущему интересу к восточным практикам и аксессуарам тибетские чаши стали популярным сувениром и украшением интерьера. А пение чаш можно услышать на концертах и в записях этнической музыки, нью-эйджа.

Как выбрать поющую чашу (часть 1)

Как выбрать чашу – общие моменты

Чтобы избежать потерь времени и денег, важно определить для себя:

  • цель покупки. Для украшения интерьера или в подарок можно купить любую понравившуюся чашу с орнаментом или без. Важный момент – значение украшающих чашу рисунков лучше узнать заранее – символика всегда положительна, однако часто сувенир покупают для привлечения именно удачи или мудрости. Выбирая чашу для восточных практик, нужно ориентироваться на звучание и характеристики;
  • финансовые возможности. При ограниченном бюджете лучше купить чашу «по средствам» и начать практики. Полученный опыт позволит в будущем осознанно подойти к выбору более дорогого инструмента. Если средств достаточно, можно сразу выбирать чашу «по себе».

На что обратить внимание при выборе

Начать стоит с характеристик, которые можно узнать, покупая чашу в магазине и через интернет.

Размер

Для восточных практик используют чаши от 10 до 65 см, хотя существуют инструменты диаметром 12 метра. Начинать свое знакомство с музыкальными чашами лучше с изделий диаметром 1220 см – обучаться игре проще именно на них. Говоря о диаметре (и размере в целом), нужно учесть, что:

  • небольшие чаши дают более высокие вибрации, с увеличением размера звук становится глубже и «темнее»;
  • у совсем маленьких (1012 см) чаш вибрации могут быть очень слабыми – начинающий может их просто не почувствовать.

Толщина стенок

Это второй (после диаметра) фактор, определяющий тип звука. Закономерность такая:

  • чаши с толстыми стенками звучат глубже и ниже – к таким тонам нужно привыкнуть, однако по мере распространения вибраций дискомфорт может смениться умиротворением;
  • тонкие чаши отличаются более высоким и светлым звучанием, которое, однако, на первых порах может вызывать беспокойство.

Форма

Обычно инструмент напоминает миску средней глубины, однако в общем случае чаша может:

  • быть округлой (закрытой), либо, напротив, выглядеть как тарелка;
  • иметь плоское или выпуклое дно;
  • дополняться ножкой разной длины – такой сосуд больше похож на кубок.

Выбирая чашу для определенного вида практик, нужно учесть, что чаши:

  • открытые с высокими стенками (Бенгальские) – подходят для лечебных целей, в том числе для размещения на теле человека;
  • плоские открытые (Ассамские) – удобны для групповых медитаций;
  • с высокими прямыми стенками (Орисские) – для медитаций;
  • с выпуклым дном (Джараканд) – оптимальны для индивидуальных практик.

Состав

Богатство звучания чаш объяснятся наличием в составе сплава нескольких металлов, каждый из которых «отзывается» вибрацией на своей волне. В древности чаши изготавливали из сплава на основе меди, обогащенной:

  • оловом;
  • цинком;
  • железом;
  • никелем;
  • драгоценным металлом – серебром и/или золотом.

С современной точки зрения такой сплав можно назвать бронзой (медь плюс олово) или латунью с добавлением благородного металла. Однако анализ состава коллекционных чаш говорит о том, что сплав мог включать от 3 до 12 металлов.

Чем богаче сплав, тем более полным и чистым будет звук. В состав классических тибетских чаш входит 7 металлов (соответствующих 7 нотам, 7 планетам и 7 чакрам):

  • медь;
  • олово;
  • железо;
  • свинец;
  • ртуть;
  • серебро;
  • золото.

Большинство современных чаш – это бронза или медь, более дорогие чаши включают от 5 до 9 металлов. Стоимость чаш из сплава 11 металлов начинается от нескольких десятков тысяч рублей. Начинать практики лучше с чашей из сплава 35 металлов.

Проверить состав «на месте» не всегда можно, поэтому ориентироваться стоит на:

  • звучание – чистое, долгое, гармоничное;
  • репутацию магазина или сайта продавца.

Как изготовить поющую чашу Мир Шамана

Способ изготовления

Исходя из этого критерия, выделяют чаши:

  • Кованые: Самые дорогие изделия ручной работы, поверхность которых имеет характерные вмятины. По мощности вибраций максимально приближены к древним образцам – кованые чаши универсальны, могут применяться для фэн-шуй, структурирования воды, массажа или работы с чакрами. Кованые изделия не расписывают, но могут украшать чеканкой;
  • Точеные: Изделия, выточенные из цельного куска сплава, встречаются нечасто. Обычно это легкие, маленькие чаши с тонкими стенками, дающие высокий, сильный звук;
  • Литые: Самый распространенный и доступный вариант. Литые чаши часто раскрашивают, наносят мантры или рисунки. По силе и чистоте звука они уступают кованым, что ограничивает их применение в лечебных целях. Однако литые чаши могут с успехом применяться для релаксации и медитации.

В США популярны кварцевые чаши – они интересны с музыкальной точки зрения, но не подходят для восточных практик.

Video title

Страна происхождения

Большинство представленных на рынке чаш сделано в Непале. Также можно столкнуться с японскими и корейскими чашами – это качественные изделия, но встречаются они реже.

Среди китайских чаш можно найти, как хорошие инструменты, так и изделия сувенирного уровня.

Выбор стика

Чаша и стик – это две части целого, они должны идеально подходить, быть настроенными друг на друга. Первую чашу лучше покупать в комплекте со стиком – так можно не сомневаться в «сонастроенности» чаши и резонатора.

Если стик все же пришлось покупать отдельно, для обучения лучше выбрать резонатор из мягкого дерева и помнить о правиле «чем больше и тяжелее чаща, тем толще стик».

Выбор поющей чаши большой

Выбор поющей чаши большой

Выбор чаши в магазине

Лучший вариант для начинающих. Перед походом в магазин желательно послушать записи «правильных» чаш разного размера.

При покупке нужно обратить внимание на:

  • длительность звучания чаши – оптимально, чтобы после одного удара стика чаша «пела» 60 секунд или дольше. Для регулярных практик лучше не покупать чашу, звучащую меньше 30 секунд;
  • наличие раздражающих призвуков или дребезжания – говорит о наличии дефектов.

Покупка через интернет

Так могут поступить те, кто:

  • хочет купить недорогую «пробную» чашу и/или не имеет возможности выбрать изделие «вживую»;
  • практикует с чашами давно и ищет изделие определенного уровня и звучания – серьезные магазины приводят подробные характеристики – состав сплава, частоту вибраций и ноту, на которой поет чаша. По запросу продавец предоставляет видео с любыми тестами.

Независимо от финансовых возможностей и места покупки чаша может, либо подходить, либо нет – это похоже на любовь с первого взгляда. Взяв чашу в руки и послушав ее звучание, нужно довериться интуиции – так можно сделать правильный выбор. Не стоит идти на компромисс и брать чашу, которая «почти подошла», лучше потратить больше времени и найти «свою» – ту, что нравится здесь и сейчас.