Единомышленники объединяются для совместного досуга, или реализации совместных идей. Например, оздоровительных пробежек по парку. Когда возникают конфликты, такие коллективы распадаются без юридических претензий. Сложнее разойтись, если единомышленники начали совместный бизнес. Еще сложнее, если коллектив состоит из наёмных работников.
Два типа рабочих коллективов
Для работодателя сплоченный коллектив выгоден, потому что его члены работают эффективно. Если собственник обладает лидерскими качествами, проблема не возникнет. Интуитивно подбираются люди определённого типа. Все принимают стиль управления. Он может быть жестко авторитарным или творческим. Главное в таком коллективе – согласие с принятыми правилами.
Не всегда собственник является прирожденным лидером и грамотным управленцем. У многих есть понимание, что конфликты на рабочих местах вредят делу, что сотрудники могли бы ответственней выполнять работу. Но случайно нанятые люди остаются на рабочем месте людьми. Они социальные существа. Для каждого важен собственный комфорт, комплексы, амбиции, беспорядочное выстраивание иерархии.
Ожидания и обещания
На неуверенности собственников построена целая отрасль. Это сфера деятельности бизнес консультантов и консалтинговых фирм. Все берутся сотворить из наличного человеческого материала прекрасный коллектив.
Совместные выездные тренинги дают кратковременный эффект. Когда яркость впечатлений гаснет, все становится как прежде. Трудоголики работают, сплетники пьют кофе.
Долговременный результат получают, если консультантам позволяют навести порядок: разграничить полномочия, написать должностные инструкции, порекомендовать кандидатуры на сокращение. Консультанты уходят, и постепенно все возвращается к прежней модели.
Закон природы в коллективах
В конце прошлого века, когда бизнес в нашей стране был молод, на семинарах озвучивали теорию S-образного развития фирмы. Она разработана Г. Альтшуллером и Б. Злотиным.
Согласно их теории, все фирмы и коллективы проходят через три этапа:
- Становление. Бизнес идея родилась, новый отдел создан. Пока не понятно, будет ли это работать, будет ли спрос на продукцию. Людей этого периода назвали «первоэтапниками». Они вдохновлены перспективами, согласны работать за минимальную зарплату. Это всегда единомышленники.
- Этап развития. Увеличиваются продажи и прибыль. Единомышленники уступают место профессионалам. Коллектив мотивирован на поиск новых клиентов и рост зарплат. Дружба и взаимовыручка уступает место здоровой конкуренции.
- Стабильность. Все рынки освоены, клиенты охвачены, спрос стабильный. Приходит время формалистов. Коллектив сопротивляется любым нововведениям и с недоверием воспринимает новых сотрудников.
Авторы теории отмечают, что неизбежны конфликты. На каждом этапе люди работают с разной мотивацией. Это необходимо учитывать, если стоит задача объединения коллектива.
Объединяющая мотивация
На первом этапе работают смелые люди. Как братья Райт в велосипедной мастерской. У них есть мечта. Они могут работать сверхурочно. Если это новое подразделение в компании, потребуются люди, неудовлетворённые рутиной. Нужны креативные, стрессоустойчивые и немного ненормальные.
Когда найдены рынки сбыта, реализованы первые проекты нового отдела, надо работать в других условиях. Уже нет многозадачности, фонтан идей только мешает. Приходит время соблюдения инструкций и выполнения финансового плана. Креативные люди уходят, в новый проект или со скандалом.
Коллектив эффективных менеджеров сплачивает меркантильность. Правильная мотивация и прогрессивная система оплаты творят чудеса. Людям выгодно заменить ушедшего в отпуск сотрудника. Отдел не заинтересован упускать клиентов.
Второй этап не порождает межличностных конфликтов, потому что работы много, тратить время на интриги некогда. Такой коллектив разрушает только несправедливое деление прибыли. Если чьи-то протеже получают больше трудоголика, продуктивные работники уходят к конкурентам.
Постепенный уход активных сотрудников означает стабильность. Теперь для получения прибыли надо просто следить за соблюдением бизнес процесса. Менеджеры чувствуют, что здесь все деньги заработаны, роста показателей не будет, и уступают место тем, кто ищет спокойную жизнь.
На третьем этапе члены коллектива могут заниматься чем угодно. Интригами на рабочем месте или художественной самодеятельность. Это благодатное время для внедрения корпоративной культуры. Обсуждение цвета фирменных сувениров, план обучающих семинаров или участий в общегородских праздниках наполняет рабочие дни смыслом.
Единомышленники вне офиса
Защитники животных, экологи, защитники культурного наследия и другие общественные объединения демонстрируют удивительную сплоченность. Находятся волонтёры для любой работы. Они будут собирать пожертвования на кошачий приют без признаков личной материальной заинтересованности.
Этих людей объединяет идея. Как правило, в таких объединениях нет людей с финансовыми и карьерными проблемами. Они реализуют высшие потребности сделать доброе дело. Их фанатизму и энтузиазму бизнес консультанты могут только завидовать.
Решается ли проблема создания коллектива единомышленников?
Для выполнения работы подбирают людей с определёнными профессиями. Характер и другие личные качества всегда на втором месте. Психологическая совместимость важна для космических экспедиций, на Земле это слишком дорого. Совместимые по результатам тестов сотрудники могут не обладать нужными навыками. Получая зарплату, люди вынуждены находить баланс в отношениях с коллегами.
Существуют задачи, которые могут решить только единомышленники. На этих временных участках люди собираются сами, увлеченные идеями. Искусственный «коллектив единомышленников» нестабилен и создает больше проблем, чем решает.