Более ста лет назад учеными был признан факт, что строение и функции некоторых зон головного мозга мужчины и женщины различны. В первую очередь это касается участков, которые принимают участие в формировании так называемого полового поведения. Причем у представителей сильной части населения земного шара объем мозга несколько больше, чем у представительниц прекрасной половины человечества. Этим пытались объяснить превалирование мужчин в тех сферах человеческой жизнедеятельности, где необходимы высокие интеллектуальные способности и речь в первую очередь шла о точных науках.
Анатомические различия строения мозга мужчины и женщины
Нейробиология - наука занимающаяся изучением человеческого мозга, практически до второй половины 20 века ученые считали, что разница в строении в связи с принадлежностью к разным полам ограничивается только одной небольшой зоной в нижней части мозга, что называется гипоталамус и отвечает за половое поведение. Этому немало способствовала группа ученых из Стэнфордского университета во главе профессором Сеймуром Левиным.
- Пересмотр этих традиционных представлений состоялся значительно позже уже в начале текущего века, когда ученым удалось выявить влияние гендерной принадлежности на другие стороны человеческой жизни и деятельности. Так в ходе экспериментов было доподлинно установлено, что у женщин и мужчин разные реакции на стрессовые ситуации. Они по-иному их воспринимают, и воспоминания о событиях у них тоже существенно разнятся.
- Различия, обусловленные гендерной принадлежностью, были выявлены и в других структурах мозга, причем не, только в анатомическом строении этих зон, но и протекание биохимических процессов связанных с синтезом гормонов и другими процессами в них не совпадают. Так в медицинской школе Гарвардского университета группа специалистов установила, что лобные доли головного мозга мужчины менее развиты, нежели такие же участки мозга женщины, что объясняет большую эмоциональность женщин. С другой стороны у мужчин крупнее участки в теменной области, которые позволяют им проще воспринимать пространство. Еще одна структура, принимающая участие в формировании мужского типа поведения в стрессовых ситуациях — это так называемая миндалина. Именно она регулирует сердечную активность и отвечает за синтез адреналина.
- Поиски различий на более глубоком клеточном уровне дали очень интересные результаты, так специалисты из Университета Макмастера установили, что участки мозга, отвечающие за восприятие речи у женщин, имеют более насыщенную нейронами структуру и соответствующие функции у представительниц слабого пола более развиты.
- Интересен еще один факт, что у животных близких по своему строению к человеку насыщенность половыми гормонами разных зон мозга у самок и самцов разная и приблизительно соответствует распределению различий анатомических зон у женщин и мужчин. Это лишний раз подтверждает, что поведенческие механизмы определяются в большей степени наследственностью, а не воспитание и культурным окружением.
Влияние половых гормонов на внутриутробное развитие мозга плода
О том, что дети рождаются с разными наклонностями известно уже давно еще задолго до появления самой науки — нейробилогии. Младенцы мужского пола предпочитают предметы и игрушки, которые ближе взрослым мужчинам: самолетики или шарики, у девочек же как правило, с ранних пор проявляется материнский инстинкт и они предпочитают играться куклами и посудой. Это наблюдение долго не могли объяснить и наследственными, врожденными предпочтениями либо воспитанием и влияние внешней культурной среды.
Ответ подсказали животные, а именно обезьяны, в серии опытов было доподлинно установлено, что предпочтения в играх и игрушках представителей разных гендерных групп оказалось таковыми же как и человека, что дает неопровержимые доказательства о врожденных наклонностях.
Различия поведений мужчин и женщин в стрессовых ситуациях
- Не только научные эксперименты, но и жизнь подсказывает, что восприятие стрессовых ситуаций, а равно как и поведение представителей мужского и женского пола абсолютно разные. Именно различия в анатомии отдельных участков головного мозга и протекающих в них процессов дает возможность утверждать, что эти реакции определяются принадлежностью к определенному полу. Так ранее упоминалось о такой небольшой, но очень важной структуре мозга как миндалина. Ученые установили, что у мужчин, она значительно более крупная, нежели у женщин и структура ее обладает большей концентрацией нейронов и количеством межклеточных связей.
- Опыты, поставленные представителями Лондонского университета, дают представление о том, как реагируют мужчины и женщины на стресс в детском возрасте. Так изоляция потомства лабораторных крыс от самок детенышами самцами переносилась значительно легче, чем детенышами самками, а длительная разлука оборачивалась для них развитием стойких тревожных состояний. Путем наблюдений за детьми в подобных ситуациях, была выявлена похожая картина.
- Способность к пространственной ориентации определяется зоной мозга, которая носит наименование гиппокампа. Так вот в результате многочисленных исследований ученным удалось установить, что у женщин и мужчин существенно разнятся восприятие окружающего пространства как следствие, они по-разному ориентируются и находят нужные направления движения. Так мужчины двигаясь к цели, больше придает значение направлению и дистанциям, женщина в подобной ситуации старается вначале отыскать хоть какие-то ориентиры.
Влияние разных видов стресса на поведенческие реакции гендерных групп
Стресс может быть двух видов, часто переходящих друг в друга. Так ученые различают два вида стрессовых состояний: острое и хроническое. В условиях острого стресса особи крыс мужского пола давали лучшие результаты, нежели особи женского пола. Эксперименты ставились в Университете Рутгерса, где при решении задач сопровождалось болевыми воздействиями. И если у самцов наблюдался прогресс в деятельности, то самки же заметно отставали, и часто происходило обратное развитие процесса.
Асимметрия головного мозга и особенности восприятия
Американские ученые еще в конце 60-х годов установили тот факт, что полушарии головного мозга не совсем идентичны как это считалось ранее. Такая анатомическая особенность дала возможность вначале выдвинуть гипотезу о доминировании разных способов восприятия и обработки информации об окружающей действительности в разных полушариях, имеется в виду первая и вторая сигнальные системы. В ходе исследований было установлено что анатомические и функциональные особенности, связанные с разницей в строении полушарий явление врожденное и вдобавок ко всему еще имеет и весьма выраженные отклонения по гендерному или половому признаку.
Представления о связях между первой и второй сигнальными системами и ассиметрией в строении головного мозга человека, дают теперь возможность с полной уверенностью утверждать, что правое полушарие участвует в образном и эмоциональном восприятии действительности, а левое полушарие связано с главным признаком, которое отличает человека от животного с речью. При всем при этом управление разными сторонами тела осуществляется перекрестным путем. Это значит, что правое полушарие контролирует левую сторону и наоборот.
Как показывают многочисленные исследования наблюдения развитие психотипа человека тесно связано, с заложенными способностями на уровне анатомических различий головного мозга еще при внутриутробном развитии плода. Преобладании в развитии одного полушария мозга над другим формирует упомянутый психотип и влияет на восприятие окружающей действительности самым прямым образом. Простейшее наблюдение за тем палец, какой руки оказывается сверху при взаимно проникновении друг между другом, дает возможность оценить принадлежность человека к группе образного или интеллектуального восприятия действительности.
Результаты полученные во множестве научных экспериментов
Доказали прямую связь между анатомическими особенностями строения головного мозга, имеется ввиду ассиметрия в развитии полушарий и разных структур мозга у представителей разных гендерных групп, широко используются в разных областях человеческой жизнедеятельности. На их основе составляются тесты на определение пригодности человека к разным видам деятельности или учитывается при лечении препаратами различных психических расстройств.
Исследования человеческого мозга с применением самых современных методов дают все больше представлений природе человеческого разума и о его особенностях у представителей разных социальных слоев и гендерных групп.
Вот еще несколько доводов в пользу влияния анатомии головного мозга, в первую очередь, следует напомнить о перекрестном управлении, реализованном в теле человека, то есть наша правая сторона подконтрольна левому полушарию мозга и наоборот. Так вот как оказалось у левшей правое полушарие развито значительно лучше, нежели левое, а это оказывает влияние на восприятие действительности. Правое же полушарие ответственно за образное мировосприятие, потому среди левшей много представителей мира искусства, у таких людей врожденные способности к живописи, музыке и танцу.
Во вторую очередь следует вспомнить об образе мыслей каждого мыслящего индивидуума, от того каким образом настроена его психика напрямую зависит восприятие мира. Так люди с негативным образом мышления буквально физически видят мир в темных, а иногда зловещих тонах, а у людей с позитивным образом мышления те же картинки вызывают позитивные зрительные образы. Это опять-таки связано с устройством нашего мозга, вернее, с продуцированием такого гормона как серотонин, недостаток секреции этого гормона и вызывает отрицательный настрой человека.
И в завершении нельзя не упомянуть о развитии человеческой психики от рождения и до овладения им таким навыком взрослого человека как речь. Как показывают последние наблюдения за младенцами, их восприятие мира является целостным, они неспособны к анализу, это обуславливается тем, что оба полушария на равных участвуют в мыслительных процессах. С развитие речи равенство между полушариями начинает нарушаться в пользу левого, которое отвечает за мыслительные функции и речь человека.
Восприятие или на латыни перцепция – это совокупность процессов в человеческой психике, при которой происходит формирование образа на основе информации полученной от органов чувств или ранее полученного опыта, где сам субъект наблюдений становится одним из объектов восприятия. Процесс восприятия до конца не изучен и на этом пути человечество ждет еще множество удивительных открытий.