Психолингвистика – наука, которая изучает основы речеобразования, формирования и восприятия речи. Исследует речевое поведение индивидов. Термин был введен в научный обиход американскими учеными в середине 60-х годов прошлого века.
Теоретические источники психолингвистики
Выделяют 3 основы, которые сформировали психолингвистику как науку:
- психологическая и психическая направленность: речь человека отражает культуру всего народа, душевную борьбу. Непременное условие общения, при этом полное понимание иного индивида невозможно;
- научные работы американских ученых: лингвисты полагают, что о полном владении языком можно говорить, если человек обладает способностью строить и произносить корректные словесные знаки. Свои предположения они описывают в диссертациях и докладах, которые и берут за основные параметры изучения психолингвистики;
- научная деятельность психологов, которые изучают вопросы языка и речеобразования.
Что и как изучает психолингвистика
Психолингвистика имеет несколько предметов исследования, а именно три. Причина — специфика этой разносторонней науки. Психолингвистика – искусственная наука, которая возникла в результате уникального слияния двух других дисциплин — лингвистики и психологии. Выделяют такие предметы психолингвистики:
- индивидуальная возможность воспроизводства речи как исключительно человеческая особенность. Ее структура, причины и формы реализации;
- язык как основной способ воспроизведения мыслей;
- речь человека как способ реализации речевых операций, различные виды коммуникации. Речь как психологический источник рождения высказываний.
Дисциплина изучает индивида как носителя языка; процесс коммуникации в обществе.
Методы исследования психолингвистики разделяют на 3 категории:
- общая методология;
- конкретно-научная методология;
- конкретно-научные методы исследования.
Общая методология состоит из философии мировозрения, общего стиля мышления. Каждый специалист в области речи выбирает конкретную философскую концепцию для изучения теории языка. Речевая деятельность рассматривается с учетом специфических внутренних канонов, характерных лишь для ее состава.
Конкретно-научная методология (специальная) включает в свой состав методологические принципы, различные концепции и гипотезы, понятия и законы.
Выделяют 4 основные группы исследовательских методов, которые используются в психолингвистике:
- организационные — изучают закономерности формирования речи. Включает сравнительный метод (анализ разных сторон речевой деятельности), комплексный метод (исследования на междисциплинарной основе) и лонгитюдный метод (наблюдения за развитием компонентов речи);
- эмпирические. Состоят из беспристрастного наблюдения (анализ оговорок, специфических высказываний) и личного наблюдения (анализ собственных высказываний и манеры речи) К эмпирическим методам относят беседу, тесты, вопросники, анкеты;
- интерпретационные (основной принцип — чтобы осознать природу любых фактов, их нужно рассматривать вместе с научными теориями);
- обрабатывающие (метод описания полученных фактов, статистический метод).
Психолингвистика и другие науки
Психолингвистика напрямую связана со многими дисциплинами, а именно:
- с лингвистикой (философией языка, общими правилами и канонами науки);
- с семиотикой – изучает значение языковых знаков;
- с философией (может направлять исследования за счет общих правил мировозрения);
- с психологией (без основ этой науки психолингвистика не рассматривается как отдельная дисциплина);
- с логикой (ученый самостоятельно выбирает логику проведения любого научного исследования);
- с социологией (речевая деятельность происходит в разных группах социума).
Общая и частная психолингвистика
Закономерно выделяют общую и частную психолингвистику.
Общая изучает правила и факты речевого сознания. Они характерны для всех носителей языка. Объект общей психолингвистики – статичный образ взрослого индивида, не анализируя его социальные или психологические отличия от других людей.
Частная психолингвистика и ее подгруппы анализируют различные области функционирования языка. Она принимает во внимание речевое поведение индивида, его вид деятельности, конкретные физические и психические аспекты жизнедеятельности. Разделяется на социальную и возрастную психолингвистику.
Разделы психолингвистики
Изучает:
- рождение и понимание речи;
- функции и роль речи в обществе;
- причинно-смысловые связи между языковыми характеристиками;
- развитие речи человека на разных этапах его жизни.
Процесс создания речевых оборотов не наблюдаем и сложен для структуризации. Согласно психологической составляющей, речь рождается, когда человек переводит свой замысел в речевую деятельность. Говорящий оперирует смысловыми единицами, которые создаются при коммуникационном замысле. Выбор лексических знаков и грамматических основ делают замысел достоянием для окружающих людей.
Понимание речи подразумевает извлечения смысла слова из замысла. Речевые сигналы обрабатываются логично и последовательно. Восприятие речи нуждается в лингвистических знаниях и законов. Если словосочетание ошибочно построено, но напоминает адресанту знакомые ему слова, то они воспринимаются как известные.
При восприятии слова или предложения главную роль играет многозначность. Слово соотносится с похожими словами своего семантического поля.
Индивид сопоставляет сказанное с действительностью, своим опытом и знаниями. Он может черпать нужные факты из своего разума, чтобы понять своего собеседника.
Значение психолингвистики
Язык и его составляющие – знаковая система, которые необходимы социуму. Человек с рождения наделен способностью овладеть речью, однако эта способность должна реализоваться. Психолингвистика занимается изучением речи детей для полного понимания того, как этот процесс происходит. Исследует также процессы отклонения он нормы.