Когда в семье рождается ребенок молодые папа и мама осознают, что надо его как-то воспитывать. Грудничок обычно не требует никаких особых воспитательных мер, а молодые родители ломают копья над принципами взаимоотношений с ребенком. Как правильно? Зачастую неожиданно оказывается, что каждый представляет это по-разному. Один видит своего сына интеллектуалом, другой во главу угла ставит трудолюбие, третий главным считает доброту и отзывчивость.
Каким желаемым качествам отдать предпочтение предстоит решить родителям. Правда, чаще всего такое решение не формулируется. Мать старается воспитывать ребенка так, как воспитывали её. Отец пытается передать дух своего дома. Думается, что это правильно, ведь дети воспринимаются, как продолжение нас самих. Выражаясь высокопарно, они должны взять наш факел и пронести его через всю свою жизнь.
В процессе совместного проживания ежечасно возникают ситуации, требующие быстрой и уверенной реакции со стороны взрослого. Ребенок обидел, или обидели его, упал, ушибся, обманул, нагрубил – нет времени на длительные размышления. Родитель вырабатывает линию поведения, исходя из своей интуиции, и мгновенно разрешает или запрещает, жалеет или ругает.
Если начать выяснять, почему родитель отреагировал определенным образом, он, возможно, и обоснует свой поступок каким-то принципом, которого он придерживается. Но сама быстрота принимаемого решения говорит о том, что человек не выстроил логическую цепочку, а воспользовался своим безошибочным нравственным чувством.
Воспитание интеллектуала
И все таки хочется что-то предпринять, чтобы малыш вырос, например, умным. Сфера интеллекта – самая простая область для применения искусственных воспитательных методик. За последние десятилетия в России вышло несколько сотен книг по раннему развитию детей. Вспомним хотя бы нескольких популярных авторов.
- Никитины. Подмосковные педагоги и родители многодетной семьи. Разработали целую систему закаливания, физического и интеллектуального развития.
- Доман. Американский врач. Начал с лечения неполноценных, нашел средство сделать всех гениями. В основе методики – постоянное предъявление ребенку карточек с информацией. Малыш может усвоить все, если подать это в дискретном виде.
- Сесиль Лупан. Французская последовательница Домана. Творчески переработала его метод, вместо карточек рассказывает стихи и поет песни. Принцип тот же: карапуз может усвоить все что угодно, если подать информацию в доступной форме.А подать так информацию можно практически всегда.
- Монтессори – реабилитация неполноценных детишек помогла ей разработать дидактический комплекс для раннего развития способностей. Обучения, как такового, нет. Просто предоставляется игровая среда с большим количеством замысловатых игрушек-пособий. Исследуя эту среду дети постепенно развиваются.
- Зайцев. Московский педагог, разработавший систему раннего обучения чтению.
Родители тщательно изучают всех авторов, а потом вырабатывают свою точку зрения на раннее развитие. Возможен вопрос: если речь идет о раннем развитии, то при чем же тут воспитание? Это скорее обучение. Это не совсем так. При общении с ребенком родитель волей или неволей расставляет определенные акценты. Представим себе, что взята на вооружение развивающая методика Домана или Сесиль Лупан. Обе системы предполагают достаточно плотный график занятий с самого раннего возраста. Мама или папа при контакте с ребенком обсуждают с ним животных, исторических персонажей или ритмы классической музыки.
Другая мать, возможно, потратит время и силы не на обучение чтению и истории, а на умение вязать. Естественно дочка, которая стучит спицами около вяжущей мамы, вырабатывает в себе совсем другие навыки, чем та, что учится читать в три года. В развивающих методиках есть специальные техники подстегивающие любопытство, приучающие ребенка думать и анализировать. Это конечно, их достоинство. Заложенная в раннем возрасте жажда знаний, скорее всего, останется на всю жизнь.
Доброта и отзывчивость
С другой стороны, любые интеллектуальные занятия – это дело для себя. Очень трудно изобрести причину, чтобы хорошо знать биологию или уметь читать для другого. И все равно, даже если такая причина будет придумана, ребенок интуитивно ощущает, что развитие ума и сообразительности приносит плоды именно ему самому. Поэтому эгоизм частый спутник таких детей.
Даже девочка, которая вязала на диване, делает это для кого-то. На протяжении всего рукоделия она думает об этом человеке (а может быть кукле) и готовится сделать ему приятное своим подарком. Такие сюрпризы по отношению к другим людям как раз и развивают щедрость и доброту.
Можно ли научить сопереживать или хотя бы видеть страдание других или чуткость это врожденное качество? Некоторые детки чувствительны сами и хорошо понимают состояние других людей. Уже годика в два можно с удивлением наблюдать, как кроха копирует мамины интонации, ластится к отцу, когда тот устал и испытывает нежные чувства к мягкой игрушке. Другой малыш совершенно не видит изменения настроений и эмоций окружающих. Врожденный ли это дар или просто что-то способствовало развитию такой эмоциональной тонкости, сказать невозможно.
Любой ребенок обязательно в какой-то степени копирует отношение своих родителей к жизни. Невозможно заставить сочувствовать, но можно приучить делиться, родитель не может наполнить жалостью сердце ребенка, но может отогреть кота или помочь больному, нельзя искусственно сделать благодарным, но можно почтительно и заботливо относиться к старшим родственникам. Это не методы воспитания, это сама жизнь.
В семье последнего царя Николая II очень внимательно относились к нравственному воспитанию. Все царевны и императрица работали в госпиталях во время войны. Госпиталь начала прошлого века, это не современная больница!
Анестезия практически отсутствовала, понятий об антисептике не было, условия пребывания раненных были очень тяжелыми. Конечно, и без царевен там обошлись бы. Зачем хрупким девушкам, младшей из которых едва было 14, такие впечатления? Императрица, конечно, думала, прежде всего, о благополучии своих детей и повела туда их, чтобы они увидели страдания, научились помогать, и навсегда остались неравнодушными людьми.
Воспитание ответственности
Ответственность – необходимая черта взрослого человека. В учебе, в работе, в семейной жизни безответственный человек будет только создавать проблемы.
Маленький ребенок, конечно, не имеет ни малейшего представления о последствиях своих поступков. А ответственность и предполагает знание о результатах своих решений и стремление все сделать наилучшим образом. Такое знание получается только из жизненного опыта. Если ребенок никогда не имел дело с последствиями, то откуда он о них узнает?
Итак, родителям предстоит сформировать четкую связь: поступок – результат поступка. Не всегда эта связь будет возникать безболезненно, неприятные последствия неправильных поступков обязательно не заставят себя ждать. В этом случае, самое главное – выдержка. Если воспитательные меры начаты вовремя, примерно в детсадовском возрасте, то и поступки и последствия не будут содержать ничего опасного или просто серьезного.
Приведу пример. Мама поручила ребенку самому развешивать мокрые плавки и полотенце после посещения бассейна в детском саду. Пару недель мальчик аккуратно выполнял, порученное ему дело, а потом забыл. Мама напомнила лишь один раз. Прошла неделя, пора идти в бассейн, но принадлежности не подготовлены. За эти дни они приобрели неприятный запах и по-прежнему влажные.
Что делать? Может достать с полки другое полотенце, а с сыном поговорить об ответственности. Нет! В этом случае лучше не пустить в любимый бассейн. Так урок запомнится надолго. Причем ребенку можно посочувствовать: « Как жаль, что ты не сделал все вовремя! Сейчас уже ничего не исправить! Очень обидно, но плавать завтра не пойдешь. Не потому, что мама не пускает, а потому, что сам не сделал все правильно!».
Воспитание самостоятельности
Самостоятельность, как и ответственность нужна в современной жизни. Конечно, это качество обязательно выработается. Взрослый человек по определению самостоятельный. В таком случае, зачем же эту черту воспитывать, если она и сама придет? Самостоятельность – это умение выполнить что-то без посторонней помощи. «Какой самостоятельный», — говорят о карапузе, умеющем одеваться в два года. В первом классе быть самостоятельным – это умение сделать уроки без помощи взрослых и приготовить яичницу.
Лет в 10 самостоятельность вкупе с ответственностью формируют практически независимую личность, которая не нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых. Эта личность сама учится, следит за своими оценками, ходит на кружки и помогает по дому.
Короче говоря, самостоятельность ребенка сильно упрощает жизнь родителей. Если это им, конечно, нужно. Ведь если на одну маленькую девочку приходится шесть взрослых (мама, папа, и двойной комплект бабушек и дедушек), то приучать её к самостоятельности – это просто отобрать хлеб у старшего поколения. Сами подумайте, чем будут заниматься старички, если она всё делает сама! А бывает и наоборот. У маленькой девочки не шесть взрослых, а пара младших братьев или сестер. Вот тогда самостоятельность формируется сама собой просто по необходимости.
В общем, чтобы эта черта сформировалась, надо постоянно стимулировать ребенка её проявлять и что-то делать самому. Это возможно с самого маленького возраста. Даже годовичок уже в состоянии запихать руку в рукавчик рубашечки или отправить несколько ложек еды себе в рот. Не надо останавливаться на достигнутом! Может съесть несколько ложек, значит готов к тому, чтобы справляться с большей частью порции. Не докармливайте.
Он делает сам и очень рад этому! Может надеть рукава рубашки, значит, пора переходить к колготкам. Сначала результаты не слишком впечатляют, зато через год, когда малыш научится полностью себя обслуживать, ваша жизнь упростится, а капризов, свойственных трехлеткам с легкостью удастся избежать.
Ведь любой детский кризис, как в год, так и в три, и подростковый тоже – это по сути война за самостоятельность.
Воспитание честности
Честность – качество, на которое сейчас редко обращают внимание. Честь и благородство – слова, будто их прошлых веков. Редко сейчас говорят об этих качествах с детьми. Из произведений художественной литературы для дошкольников только «Честное слово» Пантелеева посвящено этой теме вплотную. А ведь именно про честность с детьми нужно много говорить. Как прекрасно, что кто-то не побоялся сознаться в промахе или плохом поступке, насколько отвратительно выглядит лгун.
При этом очень важно умение взрослого правильно реагировать на открывшуюся неприятную истину. Если ребенок признался в чем-то, то за это не должно быть наказания. Ведь трудно винить малыша, если он лжет, буквально спасая свою шкуру. Излишнее давление на ребенка, предъявление ему непосильных требований, неприятие каких-то его черт и качеств – все это стимулирует появление лжи.
Иногда дети не обманывают, а фантазируют. Отличить злостный обман от безобидной фантазии просто. Если малыш рассказывает, что он сегодня на прогулке видел летающую тарелку с инопланетянами, то это просто фантазия. А вот ежели подобное видение, по его словам, явилось причиной испачканных коленок или опоздания в школу, то родители столкнулись с самым настоящим обманом. В общем, если есть меркантильный интерес во лжи, значит это именно ложь, а если рассказ не сопровождается получением выгоды, значит фантазия. Ругать за фантазии не надо, это даже вредно.
А, если обнаружили самую мелкую неправду, нельзя относиться к этому легко, необходимо принять серьезные меры. Самое главное, что не позволяет человеку обманывать, представление о себе, как о честном человеке.
Однажды, маленькая девочка обманула маму. Мама ничего не заметила, и ложь повторилась, ведь так многие проблемы решались гораздо легче. Но один раз эта девочка услышала, как мама с полной уверенностью утверждает, что её дочь никогда не врёт. Слова матери о её мнимой честности настолько поразили девочку, что с тех пор она и вправду обманывала крайне редко. Убеждайте своего ребенка, что он, конечно, всегда говорит правду, опасайтесь напрасно обвинить его во лжи и со временем он именно так и будет себя воспринимать.
Страхи и комплексы
Детские страхи – естественное явление. Время от времени они появляются у любого ребенка: может он получил слишком яркие впечатления, а может границы познанного слишком быстро расширились.
Беспокойство должны вызывать только навязчивые страхи или те, которые мешают ему жить прямо среди бела дня. Часто истинной причиной навязчивых страхов является завышенные требования к ребенку. Страхи не имеют к воспитанию никакого отношения, но могут сигнализировать о том, что что-то идет не так.
Комплексы появляются у ребенка в том случае, если он постоянно сталкивается с неразрешимой проблемой. В детском саду не складываются отношения со сверстниками, не получается научиться читать, как ни старайся, невозможно смело нырнуть в холодную воду, хотя все мальчики это делают.
Проблемы могут быть объективными, а могут быть созданы самими родителями: все зависит от того, чего папа и мама ждут от своего наследника. В любом случае, если ситуация не разрешается достаточно быстро, это может привести к формированию комплекса, преодолеть который впоследствии будет очень трудно. Насколько быстро должна разрешиться травмирующая ситуация, зависит от самого ребенка, у каждого время своё.
Воспитание – это, прежде всего творчество. Можно даже сказать, что это самое прекрасное и достойное творчество из всех существующих.
Прекрасная аналитическая статья, слышу, как автору вторит негромкий голос К И. Чуковского :)
Мне кажется, что за проступки ребенку нужно отвечать, даже если он сознался в них. Но именно отвечать, а не страдать или терпеть наказание. То, о чем вы пишете: осознавать причину и следствие.
Сильно и неприятно резануло глаз словечко «неполноценные» в начале статьи, я даже разозлилась сперва.
Rozhki.